В журнал «Экономика и социум», в рубрику «Современные науки и образование».
Наймарк Елена Александровна, учитель школы № 175 Калининского района Санкт-Петербурга, методист 1 категории
Дистанционное, индивидуальное обучение и дифференцированный подход при научно-исследовательской работе с учащимися и учителями в школе.
Дифференциация и индивидуальный подход при повышении качества образования необходимы для развития познавательной активности, а также приобщению к высокой исследовательской культуре, то есть ознакомление с такими методами и приемами, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, моделирование, индуктивным и дедуктивными подходами, новыми формами работы (стендовым докладом, эссе с субъектным анализом). В наше время, когда важна не столько материальная продуктивность, конкретные результаты, выполнение всех поставленных целей, но и мыслительная деятельность, умение переждать, креативно осмыслять происходящее, нестандартно делать выводы вместе с учителем, необходимо уметь совершенно по- разному (с индивидуальным подходом) «удаленно» учиться. Для получения информации по научно-исследовательской работе можно обратиться к современной литературе (см. наши статьи в журнале «Экономика и социум»), журналам «Методист», «Народное образование», «Исследователь» и т.п. Большое внимание нами уделено одному из основных сайтов России по следовательской работе http://www.researcher.ru/. Чтобы получить научные сведения о дистанционном образовании, можно также обратиться к вышеперечисленным изданиям, есть сильные статьи на эту тему в журнале «Экономика и социум».
При этом высокие душевные качества, интеллигентность, умение общаться, порядочность, гуманность очень важны. Они идут наряду со сложной интеллектуальностью, внутренней культурой.
Индивидуально, дистанционно высылаются электронные материалы, выдвигаются темы для активного обсуждения и разработки по «Скайпу», на видеоконференциях, вебинарах. Почти каждое занятие (кроме лекционных и промежуточно-зачетных) сопровождается обширным раздаточным материалом, презентациями, видеоматериалами. Особенно видны с помощью средств дистанционного обучения схематические рисунки, схемы, диаграммы, фильмы.
С помощью Скайпа, социальных сетей, Moodle, вебинаров возможно обучить художественному письму, блестящим эссе, стендовым докладам. Удобны настоящие инструменты для компаративистики, обсуждения большого количества наглядности. Самые главные принципы-индивидулизм, креативность и демократичности.
Мы провели, небольшой фронтальный письменный опрос, близкий по формату, к тестовым мониторингам в 6 «1» классе школы 175 Калининского района на тему: «Как будет происходить дистанционное обучение, если учитель заболел?» и 100% опрошенных показали точные, правильные, глубокие знания, компетентность в деле пользования «Скайпом». Они продемонстрировали мотивацию к диффернцированному, дистанционному обучению, желание узнать больше о проектировании, готовность к тому, что настоящая форма аттестации зачтется как единственная при проверке проектов. Был дан заказ на индивидуальный подход (важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка)
Для него
применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Учебный
процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Основная форма работы при этом-- распределение учащихся по группам.
Применяемые при дистанционном обучении (общении учителя и ученика на расстоянии) информационные технологии можно разделить на три группы: технологии представления образовательной информации; технологии передачи образовательной информации; технологии хранения и обработки образовательной информации.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции. Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи, например, учебник по Истории России А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной издательства «Клио софт», тестовые системы на сайтах Вузов и школ (вход с паролем со студентами). Наиболее широкое распространение получили следующие: электронная почта; чат; форум; блог; видео- и аудиоконференции.
Мы особенно эффективно используем «Skype» с системой вопросов-ответов, пересылкой докладов. Технология разговоров с помощью Интернет видео телефона по данной программе была понята, исходя из опроса 6 «1» класса, школы № 175 Калининского района. Мы также считаем и до сих пор наиболее эффективным способом инструкции, таблицы с домашними заданиями, легкие для понимания и использования по ним учебников, раздаточных материалов. Для научно-исследовательской деятельности мы широко используем памятки, краткие схемы, планы, рекомендации, как писать эссе, стендовые доклады, доклады с субъектным анализом, особой, творческой, редкой интерпретацией.
При перечисленных выше средствах дистанционного обучения нецелесообразно использовать многочисленные инструкции, многословные памятки, информационные карты. Следует присылать схемы, научно-методические материалы для ознакомления и использования. Тогда можно будет учить установки к научной работе. Новаторским видится предложение, согласно которому содержание семинарских модулей по НИР для школьников и взрослых выкладывается сначала в «Виртуальный университет» «Nsportal», а потом на портал «Завуч.ру». Далее материалы рассылаются респондентам по электронной почте, «Скайпу» в режиме вебинара. Таким образом, материалами для модулей можно широко пользоваться. В деле освоения сложных исследовательских европейских и российских методов работы нам помогло обучение в двух аспирантурах ЕУ СПб, и освоение требований, которые предъявляются к молодым ученым в «Приказе Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)». Важно «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г., 26, 28 марта 2014 г. Мы использовали также нормативные законные акты, регламентирующие управление качеством образования.
Программа по теме: «Новаторские разработки в научно-исследовательской, проектной деятельности, дебатах в школе и в Вузе с использованием европейских методов работы».
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 1 год, но может быть «растянута» на 6 лет, с 6 по 11 класс. Поэтому возможно либо написание поэтапное написание программы на каждый год, от ознакомления в 12-14 лет до углубления, анализа и синтеза в 15-17 лет, либо преподавание ее в 10 классе (начало научной апробации) с последующей с широкой социальной или научной практикой в 11 классе на конференциях и других мероприятиях. В основном образовании можно использовать этот план только при обязательном прохождении программы, которая может быть скорректирована. Широко используется прием ознакомления с лекционным материалом и статьями Е.А. Наймарк и раздаточного материала. Основная работа: стендовые доклады, эссе, творческие сочинения, научно-исследовательская работа, проекты. Дополнительная работа: дискуссии, дебаты.
Дисциплины общегуманитарного цикла, социальные науки:
1. История; 2. Обществознание; 3. Английский язык; 4. Краеведение; 5. Литература; 6. Мировая художественная культура; 7. Экономика.
Цель:
Формировать умения применять возможности науки, навыки исследовательской работы в рамках предложенного формата, ораторского искусства, проективной деятельности.
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации; лекционные модули на уроках; беседы; лабораторные работы; выезды в музей, библиотеку для получения информации. Важнейшими организационными формами работы является выезд на семинар, конференцию.
Необходимые требования:
Выполнить либо научный стендовый доклад, либо научно-исследовательскую работу, либо проект. Эссе и презентация не являются квалифиционной работой, по которой ставится зачет по курсу. Она может быть только защищена на конкурсе и при получении награды использована как апробация.
Методы работы: наблюдение (простое и включенное), специальные тесты, (информационные карточки, описание научно-образовательных продуктов), естественный эксперимент.
Технологии: проект, дебаты; кейс-исследование.
Важным методом, смежным с приемом является: информационные карточки, описание научно-образовательных продуктов.
Приемы: объяснение, описание, простой и сравнительный анализ, «привлекательная цель», пресс-конференция, мастер класс, индивиуальное и дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы; информационная карта урока; самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием ИКУ; «проведи исследование».
Дополнительная аудитория для ознакомления с новаторскими методами работы: студенты бакалавриата, магистратуры (прием повторения, изучения предмета по концентру), слушатели курсов повышения квалификации.
Апробация: школьный этап конференции «Шаги в науку» (гимназия № 144, 2010 год)-3 место; конференция «Литература. Читатель. Время» (Центр для одаренных детей «Интеллект», 2014 год, 3 место), межрайонная конференция «Путь к «Северной перспективе-2015» (Торжковская библиотека при поддержке ИМЦ Петроградского и Приморского районов в 2014 году, 1 место).
Программа:
Модуль 1. Стендовые доклады, эссе,
1. Сбор материала, наукоемкое сочинение (художественный нарратив), авторский доклад, реферат «на тему».
2. Эссе как описание проблемы, выводов по теме.
3. Стендовый доклад и выступление с ним.
1)Целеполагание и постановка задач: разница уровней стендового доклада и исследовательской работы.
2)Структурирование работы по логическим частям.
3) Краткий обзор информации и литературы по теме.
4) Первая подготовка к конференции.
5) Выработка собственного стабильно действующего алгоритма подготовки к стендовым докладам.
Модуль 2. Исследовательская деятельность
Тематические разделы в программе:
1.Введение. Основа грамматической компетентности, образованности, необходимой для исследовательской работы, дебатов, проектов.
2. Работа над темой. Разработка актуальности. Постановка целей задач. Сбор материалов.
3. Работа над литературой, историографией.
4. Выдвижение гипотезы, обоснование методологии. Составление введения (предмет, субъект, объект исследования).
5. Структурирование работы на главы, структурные части, параграфы, работа со сносками.
6. Заключение и возможная корректировка введения, структуры работы.
Модуль 3. Проекты.
1. Отличие современного проекта от «классических» традиционных исследований.
2. Отличие инициативы от проекта.
3. Построение целей, задач, миссии, диагностика результатов проекта.
4. Определение вида проекта. Разработка плана проекта.
5. Метод кейсов как один из самых перспективных и полезных инструментов проектирования со стратегической точки зрения .
6. Диагностика эффективности проекта.
7. Стендовый доклад по проекту, презентация на конференциях.
8. Введение в научную полемику, обсуждение на конференциях, олипиадах, дебатах. Подготовка ко внедрению проекта через обсуждение на дискуссии, регламентированных дебатах.
Модуль 4. Дебаты
1. Виды дебатов. Форматы дебатов в соответствии с требованиями международной ассоциации«Idea».
2. Технология составления кейсов дебатов
3. Отличие решения проблем в дебатах и в проектах.
Модуль 5. Европейские методы работы
1. Особенность европейских методов работы
2. Компаративный анализ
3. Микроистория, история школы, история семьи
4. Эссе с субъектным анализом и нарратив как самый сложный метод работы
5. Устная история.
План работы с рассылкой учащимся и публикацией на учебных сайтах следующей информации (возможен, в основном, при очном, индивидуальном, дифференцированном обучении):
№ п/п |
Срок |
Виды работ |
1 |
Сентябрь |
Модуль 1 «Стендовые доклады» с формированием банка раздаточных материалов. Формулировка идеи, темы проекта, индивидуальный план работ, опросы, мониторинги. Обучение научной полемики, принципам дебатов, исследовательской деятельности. |
2 |
Октябрь |
Модуль 2. «Исследовательская деятельность» с формированием банка раздаточных материалов. Написание стендовых докладов, модульные и индивидуальные занятия по темам, написание учебно-методических и научных статей по научно-исследовательской деятельности. Семинары по научной деятельности для учителей и учащихся. Выезды в музеи, библиотеку. Дебаты, дискуссии.
|
3 |
Ноябрь |
Модуль 3. «Проекты». Защита стендовых докладов. Формирование программы внутришкольной научно-исследовательской конференции с приглашением гостей из других районов. Выезды в музеи, библиотеки. Подготовка проектов, научно-исследовательских работ, образовательных продуктов. Закрепление итогов обучения научно-исследовательской деятельности с ознакомлением с европейскими методами исследования. Размещение результатов работы на важнейших информационных ресурсах (диссеминация опыта). Проведение тренировочной секции школьной научно-исследовательской конференции с приглашением гостей из других районов с использованием методов, средств, приемов работы дистанционного обучения. |
4. |
Декабрь-январь |
Модуль 4. «Дебаты». Школьная научно-исследовательская конференция с приглашением гостей из других районов. Подготовка к межрайонной и городским конференциям. Модуль 5. «Европейские методы работы». |
5. |
Февраль |
Выездные мероприятия, семинары |
6. |
Март-апрель |
Защита работ на межрайонной конференции «Северная перспектива»,районной, городской конференции. |
7. |
Май-Июнь |
Дебаты, дискуссии. Подведение итогов работы. Утверждение новых документов по развитию научно-исследовательской, проектной деятельности в школе. |
Литература:
1. http://www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html. Просмотр: 01.09.2014 в 16:00.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24723. Просмотр: 01.09.2014 в 15:59.
http://distant.ioso.ru/do/termin.htm. Просмотр: 01.09.2014 в 16:01.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.