Дистанционное задание «Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»
1) На примере одной из загадок составьте беседу-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной), например:
В о с п и т а т е л ь. Отгадайте загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Д е т и. Лук.
В о с п и т а т е л ь. А что происходит, когда человек режет лук?
Д е т и. Плачет.
В о с п и т а т е л ь. А кто знает почему?
Д е т и. Потому что лук выделяет вещества, от которых глаза плачут.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, в результате ферменты и аминокислоты, которые обычно не контактируют друг с другом, смешиваются. Запускается каскад химических реакций, в результате которых образуются соединения серы. Она раздражает слизистые оболочки глаз, и организм реагирует на это слезами. А зачем нашим глазам слёзы?
Д е т и. Человек плачет для того, чтобы защитить глаза от пыли, ветра, яркого света и от лука.
В о с п и т а т е л ь. Да, правильно, молодцы!
2) Составьте картотеку пословиц и поговорок (3–4 на каждую тему) в форме таблицы:
Тема |
Пословицы и поговорки |
Объяснение смысла пословицы |
Человек |
1) Всяк кулик своё болото хвалит.
2) Смотри дерево по плодам, а человека — по делам.
3) Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлёбываешь. |
1) Любому человеку свой дом роднее, ближе, лучше, чем чужой. 2) Деревья дают хорошие плоды значит оно хорошее, а если человек делает хорошие поступки значит и он хороший. 3) «Солоно» означает «трудно». С человеком вместе надо преодолеть трудности, чтобы узнать его лучше. |
Слово, речь |
1) Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
2) Каков разум, таковы и речи.
3) От доброго слова язык не усохнет.
4) Доброе молчанье лучше худого ворчанья. |
1) Данная пословица направлена на то, чтобы крайне серьёзно и с большей ответственностью относится к тому, что мы произносим, ведь порой слова могут ранить сильнее ножа. Слова сильные: могут и погладить и побить. 2) Пословица напоминает о важности постоянного умственного роста и самосовершенствования. 3) Человек не должен скупиться на хорошие, приятные слова окружающим; не надо стесняться произносить искренние слова благодарности, поддержки другим людям. 4) Пословица означает, что иногда лучше промолчать, чем выражать свои негативные эмоции и мнения. Это позволяет избежать конфликтов и сохранить хорошие отношения с другими людьми. |
Знание, учение |
1) Ученье -свет, а не ученье – тьма.
2) Красна птица перьями, а человек – ученьем.
3) Век живи, век учись.
4) Знания никому не в тягость. |
1) Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесёт успех и удовольствие от работы. 2) Животных и птиц украшает их внешний вид, а человека — знания и ум. 3) Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний. 4) Важно в жизни получать знания, знания лишними не бывают, в любой момент могут пригодиться. |
Ум – глупость |
1) От умного научишься, от глупого разучишься.
2) Глупый осудит, а умный рассудит.
3) Глупостью не прокормишься.
4) Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так. |
1) Окружение и круг общения оказывают на человека непосредственное влияние. 2) Глупый человек осуждает того, кто ошибся или сделал что-то не так, а умный разбирается в том, почему так произошло и как можно исправить ошибку, а не осуждает. 3) Надо здраво и трезво оценивать свои возможности. Не стоит браться за невыполнимый объем работ, взваливать на себя то, что вы не в силах выполнить. Нужно уметь рассчитывать свои силы. Эта пословица осуждает жадность и самоуверенность. 4) Для глупых и необразованных людей не имеет значения, есть ли у них доступ к информации, объяснили ли им ее или нет, так как, независимо от этого, такой неумный человек все равно не воспользуется правильно информацией и не будет жить по правилам и законам. |
Труд – безделье |
1) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2) Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится. 3) Труд человека кормит, а лень портит. |
1) Даже самое простое дело может потребовать усилий и затрат. 2) Пословица учит тому, что даже малое усилие приносит свой результат. 3) Смысл пословицы заключается в том, что труд приносит пользу и обеспечивает человека всем необходимым, в то время как лень приводит к ухудшению качества жизни. |
Правда – кривда |
1) Завали правду золотом, затопчи её в грязь — всё наружу выйдет.
2) Правда - что шило в мешке: не утаишь.
3) Правда суда не боится.
4) Без правды не житьё, а вытьё. |
1) Как бы ни прятали правду жизни, жизнь без правды не может ни существовать, ни развиваться, потому - где жизнь, там всегда пребывает и обнаружится правда, в полной, большей или меньшей мере. 2) Без правды жизнь не может существовать и развиваться, поэтому существование и обнаружение правды неизбежно. 3) Невиновному легче проходить процедуру суда, чем виновному, потому что невиновному не приходится ожидать и бояться наказания. 4) Если виновника не осудят, то он будет и дальше наносить вред, и от решения проблем правдой благ больше. |
Добро – зло |
1) Сколько ни искать, а милости у злых не сыскать. 2) Доброта нигде не теряет своего достоинства.
3) Добрые слова дороже богатства.
4) Злой не верит, что есть добрые люди. |
1) Милосердия от злых людей не добиться. 2) Делай добрые дела и тогда ты будешь здоров и душой и телом своим. 3) ценность человека не в богатстве, а в его добром сердце. 4) Злой, недружелюбный человек судит по себе, то есть думает, что все такие же, как и он сам. |
Дружба – вражда |
1) Для друзей — пироги, для врагов — кулаки.
2) Больше друзей — больше и врагов.
3) Друг научит, а недруг проучит.
4) Неверный друг — опасный враг. |
1) С друзьями нужно делиться своими радостями и бережно сохранять отношения, а с врагами — быть готовым защищаться и действовать решительно. 2) Когда у человека много друзей, есть больше шансов, что среди них окажутся люди, которые могут предать или навредить. 3) Друзья помогают развиваться и учат новому, в то время как враги и недруги часто дают уроки, которые нужно извлечь из неприятных ситуаций. 4) Человек, который называет себя другом, но таковым не является, очень опасный человек, поскольку может рассказать тайны и предать в любую минуту. |
Много – мало |
1) Муравей мал, а гору копает.
2) Одна пчела лучше пригоршни мух. 3) Мал соловей, да голос велик.
4) Не море топит, а лужа. |
1) Даже маленький человек может вершить большие дела благодаря упорству и трудолюбию. 2) Качество всегда важнее, чем количество. 3) Не нужно обращать внимание на внешность, внутренний мир может быть гораздо богаче, чем внешний. 4) Реальность может быть более суровой, чем кажется поначалу. Поэтому всегда надо правильно оценивать препятствие, возникающее на пути. |
3) Разработайте ситуацию общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы (по Вашему выбору), используя следующую таблицу:
ПОСЛОВИЦА |
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. (по Вашему выбору) |
Образец наглядного или иллюстративного материала |
|
Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы |
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете пословицу "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь"? Дети: - Если из клетки вылетит воробей или ещё какая-либо птица, то его (её) можно поймать и вернуть в клетку. А вот сказанное слово вернуть нельзя. Оно запомнится, и из памяти его не выкинешь. Воспитатель: - Правильно, ребята, сказанное слово уже не вернёшь. Скажите, пожалуйста, а о каком слове вы будете жалеть, если его не получиться вернуть? Дети: - Об обидном слове, которым обидел или расстроил кого-либо. Воспитатель: - Ребята, а случалось ли у вас такое, чтобы вы жалели о сказанном? Сможете привести примеры? (воспитатель не настаивает, если ребята не приводят примеры). |
Чтение художественной литературы (название, жанр, содержание текста или указание источника) |
Сказка «Крокодильчик» Р. М. Ткач. По сюжету крокодильчик часто ругался и говорил много злых и нехороших слов. Однажды он обидел доброго волшебника. Волшебник заколдовал его: после каждого плохого слова у крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Крокодильчик всё понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. |
Проблемная ситуация, раскрывающая смысл пословицы (описание) |
Рассматривание рисунка "Мальчики катаются на роликах в парке". Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, и скажите, что случилось с мальчиком, который пока плохо катается на роликовых коньках? Дети: - Мальчик упал, сильно ударился, поэтому больше кататься не может. Воспитатель: - А как ведут себя мальчики, которые умеют кататься на роликах? Дети: - Один мальчик смеётся, глядя на упавшего, а другой - проходит мимо. Воспитатель: - Ребята, а правильно ли поступили эти мальчики? Что бы вы сделали на их месте? Дети: - Мальчики поступили не правильно. Во-первых, никогда не надо смеяться над теми, у кого что-то не получается. Во-вторых, не нужно быть безразличными к беде другого человека, необходимо оказать помощь тому, кто в этом нуждается и посочувствовать ему. Воспитатель: - Ребята, а какие слова можно произнести в том случае, когда мы сочувствуем кому-либо? Давайте разыграем эту ситуацию в парах. Ребята парами выходят и разыгрывают ситуацию, в которой они друг другу сочувствуют в том, что один из них упал, когда катался на роликах. Воспитатель: - Ребята, а случалось ли так, что вас кто-нибудь обижал? Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы хотели бы услышать от своих обидчиков? (Дети приводят свои варианты. В таких ситуациях бывает жалко себя и обидно, хочется плакать, а в эти моменты хочется услышать слова извинения). Ребята, а какие варианты извинения вы знаете? (Дети перечисляют варианты извинения). Воспитатель: - Ребята, всегда хорошо, когда люди жалеют друг друга, любят друг друга. Сейчас вам предстоит возможность сказать добрые и приятные слова своим друзьям и близким (для записи используем магнитофон: дети по очереди говорят добрые пожелания родителям и друзьям). |
Мнемодорожка (кодирование текста пословицы элементарными рисунками или пиктограммами) |
СЛОВО НЕ , - НЕ |
Совместная творческая речевая деятельность: придумывание рассказа или сказочной истории, раскрывающей прямой смысл пословицы |
Однажды два друга встретились и решили поиграть. Ребята придумали, что кто первый добежит до площадки, тот чемпион. Петя и Вася оба бежали очень быстро, но Вася споткнулся и упал. Петя добежал первым, а потом вернулся к Васе и стал его дразнить: - Вася, ты неудачник и бегать ты не умеешь, ты никогда меня не перегонишь, потому что я всегда буду быстрее тебя и падать не буду! Вася промолчал, поднялся и пошёл домой. Он очень обиделся на Петю. Вася больше не захотел дружить с Петей, ведь настоящий друг так себя вести не станет. Однажды в школе были соревнования по бегу. Петя и Вася были в разных командах. Бывшим друзьям выпало бежать последними к финишу. Во время бега Петя подвернул ногу и упал. Из-за него проиграла команда. Ребята из команды стали тоже говорить ему обидные слова, такие же, как он говорил Васе. Пете было очень обидно и стыдно перед Васей. Петя понял, что не должен был так себя вести, говорить такие слова, но назад было уже не вернуть ту ситуацию. Петя подошёл к Васе и попросил прощения. Вася простил Петю и стали они снова дружить. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.