Дистанционные интеллектуальные соревнования как составляющая образовательного процесса.
Современные дети с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях, среди которых особое место следует отвести очным и дистанционным интеллектуальным соревнованиям. Олимпиада — состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе, субъекты создают, творят, развивают воображение, развивается духовная культура и интеллект. Успех, медали, грамоты – все это стимул для покорения новых интеллектуальных вершин и развития познавательной активности. Однако среди одаренных детей есть немалое количество тех, кто потерпев неудачу, впадает в депрессию, так как чувствуют себя неудачниками. У некоторых из них, в силу эмоционально – личностных особенностей, восприятие олимпиады ассоциируется со стрессом, мучительными переживаниями, настоящими тяжелыми испытаниями. Боязнь не оправдать надежды взрослых порождает замкнутость и неуверенность в себе. «Право на ошибку» - такого понятия нет у маленьких вундеркиндов. А если…? Страшно подумать, что будет, если…
И вот тут приходят на помощь дистанционные олимпиады, в которых, как я считаю, должны принимать участие все! Во – первых, оценку за это не ставят, во – вторых, это действительно шанс проявить свои способности, в – третьих, дистанционные олимпиады – это независимый рейтинг среди сверстников. Ничто и никто не мешает принимать участие в дистанционных олимпиадах, позволяющих пройти самостоятельную проверку как усвоения школьной программы по предмету (например, олимпиады «Знанио», «ФГОС – тест», Международная олимпиада «Старт», «Рыжий кот», олимпиады портала Фоксворд и т.д.), так и попробовать свои силы в олимпиадах, внесенных в перечень олимпиад, утвержденных Министерством образования и науки РФ (Многопрофильная олимпиада для школьников Санкт-Петербургского государственного университета (СПБГу), Отборочный этап олимпиады Высшая проба (ВШЭ), Отборочный этап Олимпиады школьников «Ломоносов» (МГУ) и т.д.). Разнообразие дистанционных конкурсов увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится. Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая дистанционными конкурсами международного уровня.
Использование в образовательном процессе дистанционного олимпиадного движения стимулирует развитие креативных и интеллектуальных способностей, отражающихся на успешности дальнейшей деятельности выпускника школы или учреждения дополнительного образования. Олимпиадное движение, интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры. В качестве первичных мотивов, побуждающих обучающихся к участию в олимпиадном движении, можно выделить: стремление к получению новых знаний; потребность в развитии креативности мышления; стремление к получению высоких оценок по учебной дисциплине; возможность общения с увлечёнными людьми (как со сверстниками, так и с педагогами), потребность самоутвердиться, желание реализовать свои творческие наклонности.
Дистанционные олимпиады – это уникальная форма работы не только с одаренными детьми. Личностное и командное соревнование позволяет с легкостью относиться к сложным заданиям, минуя стрессовое состояние и неуверенность в себе. Командные интеллектуальные соревнования (например, Интернет-олимпиады по информатике Университета ИТМО, Интернет –карусель по математике, обществознанию, истории и т.д.) формируют взаимопонимание, взаимосогласованность и могут в отдельных случаях иметь большее значение, чем умения, навыки, мастерство всех участников группы в отдельности. При решении сложных учебных задач именно чувство коллективизма помогает быстро и оптимально найти их решение, чётко и согласованно действовать в экстремальных ситуациях.
Некоторые задания дистанционных конкурсов имеют творческий характер. Под творческим заданием подразумеваются задания, содержащие вопрос, или проблему, для разрешения которой нет однозначно правильного ответа. Оценивается: определение пути решения, ход рассуждений, вывод. Отыскивая нужную информацию в интернете при решении таких заданий, ребенок расширяет свой кругозор, совершая, например, виртуальные экскурсии по музеям мира, имеет возможность воспользоваться электронной библиотекой ведущих мировых вузов.
Ежегодно обучающиеся МАУДО Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Только за прошедшее полугодие (1.09.2019 – 31.12.2019 г.) 233 человека приняли участие в 10 дистанционных международных конкурсах, 35% из которых стали обладателями дипломов I степени, 40% - II степени, 20% - III степени, 5% - получили сертификат участника. Участие в дистанционном конкурсном движении – это не только пополнение портфолио. Такая деятельность позволяет всем участникам процесса стать успешными, креативными, функционально грамотными. «Данное направление деятельности способствует сетевому взаимодействию между различными образовательными организациями города, развивает у обучающихся интеллектуальные творческие способности, стимулирует интерес к участию в различных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, способствует распространению и популяризации научных знаний среди школьников»(Колчанов А.В., Овечкина С.Д., Тамаркова К.А. ОЛИМПИАДНОЕ ИНТЕРНЕТ-ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 14-19).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.