Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на
угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я
скажу»); Буклет составлен с крик, негодование; использованием агрессивные позы и жесты: сжатые информации сайта: челюсти, перекрещенные или сцепленные https://infourok.ru/
руки, разговор «сквозь зубы»; prakticheskieсарказм, насмешки, высмеивание и rekomendacii-dlya-
передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, pedagogov-po-
его близких или друзей; profilaktike-i-korrekciiиспользование физической силы; agressivnogoвтягивание в конфликт посторонних povedeniya-podrostkovлюдей; 818349.html непреклонное настаивание на своей
правоте;
нотации, проповеди, «чтение
морали»; наказание или угрозы наказания;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; сравнение ребенка с другими детьми
(не в его пользу);
команды, жесткие требования,
давление; оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Сохранение положительной
репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою
неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и
негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой,
используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая
репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они
становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку
выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания
«контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова.
Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и
меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек
обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать
- поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью
выговорился;
пауза, дающая ребенку
возможность успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с
помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детскоподростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.