«Утверждаю»
директор
МКОУ Суккозерская СОШ
_________/Лакшевич Л.В. /
Приказ №86/9-ОД от
«01» сентября 2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУККОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Бумажные превращения»
Составитель:
Петрова М.В.
Принято на
педагогическом совете
«28» августа 2015года
2015 год.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные превращения» реализует техническое направление со 2 по 4 класс в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Бумажные превращения» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации программы формируется способность школьников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага – доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. Занятия по изготовлению поделок оригами не только развивают воображение и воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами. В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребенок – форма и способ его мышления, личностные качества.
Модульное оригами – техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники - Iris Folding.Техника Iris Folding (Айрис Фолдинг) зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги.
Квилинг – также известен как бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок и т. д.
Торцевание – достаточно новый вид прикладного творчества. Торцевание можно назвать аппликацией, только объёмной. Изделие создаётся из кусочков бумаги, которым придают форму конуса и приклеивают на поверхность.
Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Бумажные превращения»:
• формировать психические предпосылки трудовой деятельности; интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
• постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей; разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
• совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебновоспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
• активизация и индивидуализация обучения;
• игры и игровые ситуации;
• творческие работы и т.д.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В процессе практической работы у детей развиваются чувства цвета, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка.
Программа рассчитана на обучающихся 2 – 4 класса.
Режим проведения занятий: на реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель — всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи курса:
Обучающие:
• формировать умения следовать устным инструкциям;
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• обогащать словарь ребенка специальными терминами;
• создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие:
• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
• развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
• развивать пространственное воображение. Воспитательные:
• воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
• учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В результате обучения по данной программе дети:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• научатся следовать устным инструкциям;
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
• разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
• разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
• познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Принципы построения образовательной программы.
В соответствии с вышеизложенными задачами, дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Бумажные превращения» строится по следующим принципам:
• принцип доступности – учитывает возрастные особенности и индивидуальный подход к каждому ребенку, сопровождая обучение по индивидуально разработанной программе, учитывая его потребность в знаниях, умениях, навыках по овладению изготовлений поделок из бумаги;
• принцип связи теории и практики – теоретические знания дети применяют на практических занятиях;
• принцип систематичности и последовательности – используется в повторении изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения, и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но так же и по завершении каждого логически законченного блока. Это постоянное и терпеливое приучение воспитанников к самостоятельному труду, постоянно усложняя его и создавая возможность для самостоятельного решения всё более трудных заданий;
• принцип наглядности – использование всевозможных карточек, схем, образцов, изготовленных как педагогом, так и детьми;
• принцип общей культурности – подразумевает социально-историческую информированность мира вещей, обеспечение расширения круга художественноэстетических знаний и формирование широких созидательных возможностей обучающихся.
Методы реализации программы.
• словесный метод – объяснение, разъяснение последовательности, техники, способа выполнения. Словесный метод помогает педагогу снять у ребенка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат;
• наглядный метод – это показ образцов готовых изделий, демонстрация выполнения приемов.
• практический метод – выполнение практических упражнений, заданий, авторских разработок по темам программы. Этот метод помогает детям применять теоретические знания, отрабатывать навыки при выполнении практических заданий, закрепляет знания и умения, вырабатывает устойчивые навыки;
• метод контроля – метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения занятий, заинтересованности и удовлетворения детей и родителей способом анкетирования, собеседования, наблюдения.
Формы и методы работы:
• игровые моменты
• тематическая совместная деятельность
• постановка и решение проблемных вопросов
• практические работы
• проекты
• творческие работы
Учебно-тематический план или Структура курса
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 ч. |
2 |
Оригами |
7 ч. |
3 |
Модульное оригами |
6 ч. |
4 |
Айрис-фолдинг |
5 ч. |
5 |
Квилинг |
9 ч. |
6 |
Торцевание |
5 ч. |
7 |
Итоги |
1 ч. |
Итого: |
34 ч. |
Перечень универсальных действий:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
№ п/п |
Тема занятия
|
Описание примерного содержания занятий |
Кол-во часов |
1 |
Введение Техника безопасности |
Знакомство с правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами |
1 |
|
Оригами |
|
7 |
2 |
Знакомство с историей искусства оригами |
Просмотр презентации «История оригами Журавлики» |
1 |
3 |
Выполнение композиции «Закат на море» в технике оригами |
Складывание дельфина из цветной бумаги |
1 |
4 |
Выполнение композиции «Аквариум» в технике оригами |
Складывание аквариумных рыбок из цветной бумаги |
1 |
5 |
Выполнение композиции «Подснежники» в технике оригами |
Складывание цветка из цветной бумаги |
1 |
6 |
Изготовление «Волчка» в технике оригами |
Складывание волчка из цветной бумаги |
1 |
7 |
Выполнение композиции «Космос» в технике оригами |
Складывание ракеты и звезд из цветной бумаги |
1 |
8 |
Изготовление поделки «Лучики солнца» в технике оригами |
Складывание цветка из цветной бумаги |
1 |
|
Модульное оригами |
|
6 |
9-10 |
Знакомство с модульным оригами. Подготовка модулей |
Создание модулей |
2 |
11-12 |
Изготовление поделки «Стрекоза» в технике модульное оригами |
Складывание фигуры из модулей |
2 |
13-14 |
Изготовление поделки «Клубника на блюдце» в технике модульное оригами |
Складывание фигуры из модулей |
2 |
|
Айрис-фолдинг |
|
5 |
15 |
Знакомство с техникой Айрис-фолдинг |
Заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. |
1 |
16-17 |
Подготовка к работе для создания картины «Елочка» |
Вырезание шаблона и полосок |
2 |
18-19 |
Создание картины «Елочка» в технике айрисфолдинг |
Создание картины «Елочка» |
2 |
|
Квиллинг |
|
9 |
20 |
Знакомство с техникой квиллинг |
Скручивание основных элементов квиллинга |
1 |
21-22 |
Выполнение композиции «Подсолнух» переплетением полосок бумаги |
Создание картины с помощью переплетения полосок цветной бумаги |
2 |
23-24 |
Выполнение композиции «Ромашка» в технике квиллинг |
Создание картины с помощью скручивания полосок бумаги |
2 |
25-26 |
Открытка для мамы в технике квиллинг |
Создание открытки с помощью скручивания полосок бумаги |
2 |
27-28 |
Творческая работа в технике увиллинг |
Создание картины помощью элементов квиллинга |
2 |
|
Торцевание |
|
5 |
29 |
Знакомство с техникой торцевание |
Создание объемной, махровой картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных кусочков бумаги – торцовок |
1 |
30-31 |
Изготовление поделки «Кактус» в технике торцевание |
Объемный цветок, выполненный в технике торцевание |
2 |
32-33 |
Коллективная работа в технике торцевание |
Совместное создание картины в технике торцевание |
2 |
|
Подведение итогов. |
|
1 |
34 |
Выставка лучших работ |
|
1 |
|
Итого: |
|
34 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
1. Оригами. Поделки к праздникам /Е.Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!)
2. Pop-up. Чудеса бумажного декора / О.Соколова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 63 с.: ил. – (Город мастеров)
3. Художественно-творческая деятельность. Оригами./ И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 95 с.
4. Праздник своими руками: новогодние игрушки и украшения / Т.А. Лаврова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 67 с.: ил.
Цифровые ресурсы:
Презентации:
1. «Техника безопасности и правила поведения во время внеурочной деятельности»
2. «История создания оригами. Журавлик»
3. «Оригами Волчок»
4. «Модульные изделия»
5. «Модульное оригами Клубника на блюдце»
6. «Айрис-фолдинг»
7. «Квиллинг»
8. «Ромашка в технике квилинг»
Оборудование:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
Интернет ресурсы
http:/stranamasterov.ru
Результативность курса: участие в конкурсах и выставках на школьном и районном уровне
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.