Т.А.
Огнева,
О.И. Мотков
кандидат психологических наук
Методика
"Психологическая культура личности"
(для учащихся 2 – 7 классов средней школы)
Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).
Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.
Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:
1 – самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;
2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;
3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;
4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;
5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;
6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.
Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности (все вопросы методики).
Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.
Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. “Школьный психолог”, 1999, № 15, с. 8-9; http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm). В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).
В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.
БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – 7 классы)
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.
1 - очень редко
2 - редко
3 - иногда
4 - часто
5 - всегда
Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________
Дата рождения___________________________ Пол__________________________
Школа №, город ___________________________ Класс ______________________
№ |
психологические умения и проявления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Охотно ли ты осваиваешь новые игры? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Всегда ли ты выполняешь свои обещания? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
КЛЮЧ
№№ |
Виды культурно-психологического поведения |
Вопросы №№ |
I |
Самопонимание и самопознание |
1, 7, 13 |
II |
Конструктивность общения |
2, 8, 14 |
III |
Психическая саморегуляция |
3, 9, 15 |
IY |
Наличие творчества |
4, 10, 16 |
Y |
Самоорганизованность |
5, 11, 17 |
YI |
Саморазвитие |
6, 12, 18 |
VII |
Психологическая культура в целом |
1 - 18 |
Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II, .... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.
Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.
2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)
УРОВЕНЬ |
Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла)
|
% |
Высокий |
3,61 - 4,50 |
65,01 - 87,50 |
Псевдо-высокий |
4,51 - 5,00 |
87,51 - 100,0 |
Средний |
2,91 - 3,60 |
47,51 - 65,00 |
Низкий |
1,00 - 2,90 |
0,00 - 47,50 |
Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:
балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5
балл 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6
% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90
балл 4,7 4,8 4,9 5,00
% 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов
Группа |
I – Самопони-мание |
II - Констр. общения |
III – Саморе- гуляция |
IV – Твор- чество |
V - Самоорга-низован-ность |
VI – Самораз- витие |
VII – Психол. культура |
|||||||
Ср |
CD |
Ср |
CD |
Ср |
CD |
Ср |
CD |
Ср |
CD |
Ср |
CD |
Ср |
CD |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ "Здоровье, развитие, личность". Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 - 336 с. С. 222-243
2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 - 384 с.
4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998
5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 - 360 с.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 - 176 с.
9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 - 320 с.
10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 - 96 с. (методика "Культурно-психологический потенциал")
11. Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности"/ Газ. "Школьный психолог", 1999, № 15, с. 8-9
12. http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 - 240 с.
14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.
15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.