коррекционно – восстановительной и развивающей работы с гиперактивными детьми
5-10 лет
Авторы-составители:
А.Н. Гелюх, практический психолог, тренер
Н.П. Смелянская, практический психолог
Пояснительная записка
На современном этапе наблюдается тенденция к увеличению числа детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.
Большинство маленьких детей отличается непосредственностью, эмоциональностью, импульсивностью, подвижностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания. Однако с гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении, внимание их рассеяно, они импульсивны и непослушны. Большинству гиперактивных детей присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, они имеют проблемы в сфере взаимоотношений и учебной деятельности.
Из-за непонимания со стороны окружающих, гиперактивные дети формируют трудно исправимую агрессивную модель защитного поведения, что способствует их дезадаптации в коллективе сверстников.
Проводимые научные исследования доказывают, что нельзя обвинять гиперактивного ребенка в отсутствии желания или волевых усилий (может, но не хочет).
Необходимо понять, что проблемы, связанные с обучением и воспитанием, являются результатом изменения биохимической активности мозговых структур (хочет, старается, но не может)
Поэтому практические психологи в сотрудничестве с педагогическими, медицинскими работниками и родителями способны помочь в решении данной актуальной проблемы.
Они имеют в своём арсенале достаточное количество игр и упражнений, направленных на развитие произвольных процессов и свойств внимания.
Игры соревновательного характера способствуют созданию у детей положительной мотивации на овладение своим поведением, помогают адаптироваться в окружающей среде, снижают их гиперактивность.
Цель программы: Развитие положительной мотивации на овладение ребенком своим поведением, раскрытие компенсаторных механизмов когнитивных и поведенческих нарушений.
Задачи, способствующие достижению цели:
1. Развитие навыков социального взаимодействия;
2. Коррекция эмоционально-аффективной сферы, элиминация импульсивности, агрессивности, гиперактивности;
3. Развитие навыков самоконтроля и произвольной регуляции собственной деятельности;
4. Развитие произвольного внимания и когнитивных процессов
Программа рассчитана на работу с детьми 5-10 лет.
Оптимальное количество участников группы: 4-6 человек.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных детей могут входит неуверенные, импульсивные, невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок, который служит примером для подражания.
Программа состоит из 16 занятий.
При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.
Время проведения каждого занятия 30-50 минут.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдение педагогов, отзывы родителей.
Ожидаемый результат: При работе с детьми по данной программе у них развиваются: умение управлять своим поведением, независимость от внешних травмирующих ситуаций, снижается двигательная активность.
№ |
Название темы |
колич.часов |
1. 2. 3. 4.
5.
6.
7. 8.
9.
10.
11. 12.
13. 14.
15.
16.
|
Блок I. Развитие навыков социального взаимодействия.
Занятие № 1. Знакомство. Налаживание отношений. Занятие № 5. Согласование действий. Соподчинение мотивов. Занятие № 9. Обратная связь в общении. Занятие № 13. Двойная позиция в совместной деятельности и общении.
Блок II. Коррекция эмоционально - аффективной сферы.
Занятие № 2. Эмпатические способности. Снятие психоэмоционального напряжения. Занятие № 6. Визуальное восприятие эмоций. Элиминация агрессии. Занятие № 10. Управление эмоциями. Занятие № 14. Элиминация агрессии и импульсивности.
Блок III. Развитие навыков самоконтроля и произвольности деятельности.
Занятие № 3. Произвольная регуляция собственной деятельности. Вербальное восприятие. Занятие № 7. Контроль и управление эмоциями и собственными действиями. Занятие № 11. Руководство и регуляция действий. Занятие № 15. Реакция на инструкцию. Тормозные процессы.
Блок IV. Развитие коллективной сферы и произвольного внимания.
Занятие № 4. Логическое мышление. Произвольное внимание. Занятие № 8. Развитие памяти, восприятия, произвольного внимания. Занятие № 12. Концентрация внимания. Навыки копирования образца. Занятие № 16. Зрительная память, наблюдательность, сообразительность. |
30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин
30-45 мин |
ПРОГРАММА
Занятия № 1
Цель: Налаживания отношений психолога с группой и детей между собой.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности доверия детей друг к другу.
2. Развитие произвольности и самоконтроля.
3. Развитие согласованных движений, освоение и закрепление позы покоя, расслабления мышц рук и всего тела.
4. Снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: мяч.
Ход занятия:
1. Упражнение из «Йоговской гимнастики для малышей»
2. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики.
3. Останавливаются, встают в круг.
4. «Заводят будильник» — сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения.
5. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.
6. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
7. «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
8. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
9. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
10. «Лепят носик» — проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
11. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
12. «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
13. «Рисуют носиком солнышко» — крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения.
14. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.
2. Упражнение «Прогулка в лес»
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.
3. Игра «Будь внимателен!»
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и бросить его обратно.
Игра проводится в быстром темпе.
4. Упражнение «Передай движение»
Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.
Упражнение выполняется молча.
5. Коммуникативное упражнение «Маска»
Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.
6. Релаксация «Кулачки»
И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 2
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатических способностей.
Задачи:
1. Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, расслабление мышц тела.
3. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.
4. Развитие коммуникативных навыков.
Материалы: красный, желтый и зеленый круги, мяч.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Светофор»
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
2. Упражнение «Лягушка», «Замок»
И.п. — сидя на полу.
• «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципроктно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
• «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
3. Функциональное упражнение «Крик в пустыне»
Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.
4. Упражнение «Опиши игрушку»
Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.
5. Когнитивное упражнение «Чаша доброты».
И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».
6. Релаксация «Кораблик»
Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко...».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 3
Цель: Формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие вербального восприятия.
Задачи:
1. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков совместной деятельности.
3. Развитие координации движений и формирование тактильных ощущений.
Материалы: мольберт и карандаши, мяч.
Ход занятия:
1. Игра «Флажок»
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.
2. Функциональное упражнение «Птенцы»
Участники садятся в круг. Выбираются птица-мама, птица-папа, которые уходят за дверь. Затем выбираются пять птенцов. Все опускают головы на руки вниз. Птицы-родители приглашаются в круг. Один из птенцов тихим тонким голосом пищит, не поднимая головы. Остальные дети сидят очень тихо. Задача птиц-родителей определить пищащего птенца. Этот птенец может поднять голову. Так продолжается до тех пор, пока все птенцы не будут найдены. При повторе игры можно обыгрывать других зверей, например, котят, ягнят и т.д.
3. Функциональное упражнение «Послушать тишину»
И.п. — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
4. Подвижная игра «Иголка и нитка»
Один из детей становится ведущим — «иголкой», а все остальные — «ниткой». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.
Ведущий меняется, игра повторяется.
Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.
5. Упражнение «Раз, два, три — говори!»
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!». Картина дополняется поочередно всеми детьми.
6. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла»
Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой — пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 4
Цель: Развитие произвольного внимания и логического мышления.
Задачи:
1. Развитие логического мышления, памяти, восприятия, развитие внимания.
2. Развитие двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
3. Развитие координации движений и приемов расслабления мышц тела.
4. Развитие самоконтроля и произвольности.
Материалы: 30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка.
Ход занятия:
1. Упражнение «Потягушечки»
Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.
Психолог говорит:
— Вот мы и проснулись, сладко потянулись
Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
— Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
2. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка»
Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг к другу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.
3. Игра «Составь пары картинок»
Разложить на столе перед детьми 30-36 предметных картинок. Предложить каждому ребенку по очереди выбрать любую картинку и подобрать ей пару, объяснить свой выбор. Например, душ — полотенце: после душа человек вытирается полотенцем; яйцо — хлеб: они съедобные и т.п.
Игра развивает логическое мышление, дискурсивную речь.
4. Игра «Самолеты»
Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме». Психолог говорит:
— Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
— Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.
5. Упражнение «Найди неточности в моём суждении»
Предложить детям сказать, что неверно в суждении взрослого; объяснить, почему они так считают.
1. Когда человеку весело, он плачет.
2. Если нужно что-нибудь купить, теряют деньги.
3. Мама убрала в квартире, и стало грязно.
4. Чем больше продуктов в сумке, тем она легче.
5. Если у ребенка болит горло, он должен есть мороженое.
На следующем занятии предложить детям самим придумать суждения с неточностями.
6. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»
Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:
кисти рук опускаются вниз;
руки сгибаются в локтях;
руки расслабляются и падают вниз;
туловище сгибается, голова опускается вниз;
колени сгибаются, дети приседают на корточки.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
Занятие 5
Цель: Развитие умения согласовывать действия, формирование мотивов соподчинения.
Задачи:
1. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
2. Развитие мелкой моторики, освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
3. Развитие коммуникативных навыков, двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
4. Развитие межполушарного взаимодействия.
Материалы: бинт (лента), палочка-выручалочка
Ход занятия:
1. Игра «Запретные движения»
Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.
Психолог называет и показывает «запрещенное» движение (например, подпрыгивание) и дает сигнал к началу игры.
Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.
2. Коммуникативное упражнение «Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары и встают как можно ближе к своему партнеру. Инструктор бинтом обматывает правую руку одного партнера с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и т.д. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук
И.п. — сидя на полу.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
4. Упражнение «Одно большое животное»
Дети и психолог встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит:
— Представьте себе, что мы — одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед — вдох, шаг назад — выдох.
Упражнение повторяется 3 раза.
5. Функциональное упражнение с правилами «Костер»
Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
6. Релаксация «Олени»
Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 6
Цель: Развитие умения определять внутреннее эмоциональное состояние человека по визуальному восприятию, элиминация агрессивности.
Задачи:
1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.
2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.
4. Развитие произвольности и самоконтроля.
Материалы: шарф, мяч.
Ход занятия:
1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
Психолог расставляет по залу несколько стульев и объединяет детей в пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой —поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, выбирается лучший «поводырь».
2. Упражнение «Волшебный мешочек»
Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит:
— Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит.
Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям.
Игра проводится несколько раз.
3. Когнитивное упражнение «Фотография»
И.п. — сидя на полу. Инструктор показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из участников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.
4. Игра «Слушай и отвечай»
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он, поочередно бросая мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку, марку автомобиля и т.п.
Игра проводится в быстром темпе.
5. Функциональное упражнение «Рубка дров»
И.п. — стоя. Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.
6. Релаксация «Любопытная Варвара»
а) инструктор: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть, как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево...
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-Выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 7
Цель: Учить контролировать свои эмоции и действия в совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
1. Развитие внимания и наблюдательности, памяти, мышления.
2. Развитие самоконтроля и произвольности.
3. Развитие коммуникативной сферы и взаимоотношений в группе.
4. Коррекция и развитие эмоционально-аффективной сферы.
Материалы: мольберт с карандашами, желтый квадрат.
Ход занятия:
1. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»
Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие?
2. Игра «Съедобное — несъедобное»
Дети строятся в ряд. Психолог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между психологом и детьми — 5 шагов.)
Психолог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до психолога, становится ведущим.
Игра повторяется.
3. Функциональное упражнение с правилами «Шалуны»
Инструктор по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу ведущего все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.
4. Упражнение «Эмоции»
Дети садятся на стульчики.
Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.
Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.
По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.
Дети выполняют задание.
5. Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?»
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).
Психолог рисует голову человека. Затем дети по очереди подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, которую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок.
По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям.
Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.
Дополнения в рисунок вносятся несколько раз.
6. Релаксация «Ковёр-самолет»
Инструктор: «Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 8
Цель: Развитие памяти восприятия и произвольного внимания.
Задачи:
1. Развитие восприятия, памяти, воображения, концентрации внимания.
2. Развитие координации движений и двигательного контроля.
3. Развитие самоконтроля и произвольности, элиминация импульсивности.
4. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия со сверстниками.
Материалы: изображение мордочек животных: одна целая, вторая разрезанная на 10 частей в виде квадратов и прямоугольников, кубик.
Ход занятия:
1. Растяжка «Кошка»
Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.
2. Функциональное упражнение «Руки—ноги»
И.п. — стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
3. Игра «Забавная мозаика»
Каждый ребенок получает изображение мордочки какого-либо животного (поросенка, лягушонка, ежа и т.д.) и такой же рисунок, разрезанный на 10 частей в виде квадратов и прямоугольников.
Необходимо сложить из частей целое изображение животного. В зависимости от уровня развития каждого отдельного ребенка допустимо выполнение задания приемом наложения.
Игра развивает восприятие, внимание.
4. Коммуникативное упражнение с правилами «Путаница»
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего распутать детей в круге.
5. Подбери три рифмы к каждому слову
Объяснить детям, что такое рифма; привести пример, прочитав какое-нибудь четверостишие и в нем, вместе с детьми, выделить созвучные слова. Затем предложить детям подобрать рифмы к словам бочка (точка, кочка, ночка, дочка, почка), палка (галка, скалка, скакалка, балка, мочалка) и т.д.
6. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик»
Дети встают в круг. Психолог говорит:
— Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.
Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.
Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь.
Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону — прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.
Море успокоилось — выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 9
Цель: Развитие умения пользоваться «обратной связью» в совместной деятельности.
Задачи:
1. Развитие концентрации внимания, памяти и мышления.
2. Закрепление позы покоя, умения расслаблять мышцы ног и всего тела.
3. Развитие произвольности и самоконтроля.
4. Развитие коммуникативных навыков, двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.
Материалы: кубик
Ход занятия:
1. Растяжка «Дерево»
И.п. — сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.
2. Функциональное упражнение «Кто летает?»
Дети садятся на полу полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки, если не летает — руки у детей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
3. Игра «Паровозик с именем»
Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь» — ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Гух-гух-гух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.
Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».
При необходимости психолог просит «паровозик» двигаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились.
4. Игра «Испорченный телефон»
Дети и психолог берут стульчики и садятся в круг.
Психолог говорит:
— Давайте еще немного пошепчемся — поиграем в «Испорченный телефон».
Детям объясняются правила игры: психолог придумывает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидящему справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух.
Обычно последнее слово не совпадает с первоначальным вариантом, что вызывает бурную реакцию детей. Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.
5. Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»
Участники садятся в круг, получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем, по следующей команде, передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.
6. Релаксация «Загораем»
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя па полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 10
Цель: Развитие умения управлять своими эмоциями через совместные действия, элементы юмора и шутки.
Задачи:
1. Развитие внимания, воображения, памяти. Формирование тактильных ощущений.
2. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация импульсивности и агрессии.
3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
4. Развития самоконтроля и произвольности.
Материалы: шарф, мяч.
Ход занятия:
1. Игра «Жмурки»
С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.
Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.
2. Игра: «Да» и «нет» не говори»
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
— Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:
— Ты сейчас дома?
— Тебе 6 лет?
— Ты учишься в школе?
— Ты любишь смотреть мультфильмы?
— Кошки умеют лаять?
— Яблоки растут на елке?
— Сейчас ночь? И т.п.
Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1—3 вопроса.
3. Функциональное упражнение «Тух-тиби-дух»
В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему, напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.
4. Игра «Угадай фигурку»
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конверт, в котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:
— Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь положу, угадай.
Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.
Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются названия геометрических фигур.
5. Коммуникативное упражнение «Компас»
Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий «компас» идет самый первый с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.
6. Релаксация «Шарик»
Инструктор: «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко... ровно... глубоко...»
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 11
Цель: Развитие умения руководить своими действиями, регулировать их в соответствии со звуковым сигналом.
Задачи:
1. Развитие координации движений и двигательного контроля, развитие произвольности и самоконтроля.
2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и взаимоотношений со сверстниками.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Развитие концентрации внимания и воображения, памяти.
Материалы: магнитофон, кассета с записью шума моря, кубик.
Ход занятия:
1. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч»
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».
«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
2. Функциональное упражнение «Что слышно?»
И.п. — сидя на полу. Инструктор предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя.
3. Упражнение «Надоедливая муха»
Психолог говорит:
— Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д.
4. Функциональное упражнение «Дракон»
Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.
5. Коммуникативное упражнение с правилами «Животные»
Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д. Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
6. Релаксация «Море»
И.п. — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения руками). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.
Занятие № 12
Цель: Развитие концентрации внимания. Формирование умения контролировать образец.
Задачи:
1. Развитие мышления, воображения, памяти, внимания.
2. Развитие волевых качеств.
3. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия со сверстниками.
4. Развитие мышц тела, координации движений.
Материалы: схематическая карта города, карточки-схемы, рисунки с домами из фигур, магнитофон, кассета с записью шума моря.
Ход занятия:
1. Упражнение «Черепашки»
Дети садятся на корточки. Психолог говорит:
— Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!
2. Упражнение «Комплименты»
Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.
Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
3. Игра «Город»
Рассмотреть с детьми схематическую карту «Города», с разветвленной сетью дорог, в конце каждой — домик, на всех поворотах — влево, вправо, вверх, вниз — изображение дерева, елочки, ромашки, грибочка и т.п. Объяснить: представьте, что новый друг пригласил кого-то из вас в гости, а, чтобы легко было найти дом, в котором он живет, предложил карточку-схему, по которой легко это сделать (показать, как по карточке-схеме найти нужный домик на карте «Города»). Предложить каждому ребенку по 2-3 разным карточкам-схемам отыскать соответствующие домики на большой карте.
На первом занятии разрешается пользоваться сопровождающим жестом, на втором — словами, на третьем — задание выполняется в визуально, ребенок знакомит всех только с результатом поиска: вот этот домик. На четвертом занятии предложить детям самостоятельно подготовить карточки-схемы для поиска домиков на карте города их товарищами
4. Коммуникативное упражнение «Тачка»
Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и регулируя скорость движения.
5. Упражнение «Срисуй»
Выложить перед детьми по очереди 3-5 вариантов рисунка «Домик». Например:
- трапециевидный, с полукруглой крышей, треугольной дверью, с елочкой слева и заборчиком в виде ромбиков справа, солнышком и облаками в небе;
- треугольный с круглым окошком, прямоугольной трубой, антенной, косым дождем и т.п.
Предложить срисовать каждый рисунок. Проанализировать готовые работы: есть ли неточности и какие. Побеждает тот, кто допустил наименьшее количество ошибок.
Развивает внимание.
6. Растяжка «Медуза»
Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
7. Заключительный этап
Дети садятся на стульчики.
Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.
Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.
Занятие № 13
Цель: Формирование умения занимать «Двойную позицию» во взаимоотношениях и совместной деятельности.
Задачи:
1. Развитие внимания и координации движений, мелкой моторики.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
4. Снятие психоэмоционального напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Материалы: мяч.
Ход занятия:
1. Упражнение «Расскажем и покажем»
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
Это локти — их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Это плечи — их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Если мы вперед качнемся, то коленей мы коснемся.
Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
Поочередно загибают пальцы правой руки.
Ритмично хлопают в ладоши.
Обхватывают ладонями оба локтя.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Кладут кисти рук на плечи.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
Поочередно загибают пальцы левой руки.
Ритмично хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Колечко», «Змейки»
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы -это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу-вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом — друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
3. Игра «Броуновские движения»
Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети приблизятся друг к другу, психолог произносит:
- Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.
Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.
4. Игра «Изобрази явление»
Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
5. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»
Инструктор просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».
6. Релаксация «Штанга»
И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали. И еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно: расслабление приятно.
6. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 14
Цель: Элиминация агрессии и импульсивности.
Задачи:
1. Развитие самоконтроля и произвольности и внимания.
2. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.
3. Развитие и совершенствование навыков взаимоотношений со сверстниками.
4. Развитие мелкой моторики, расслабление мышц тела.
5. Формирование тактильных ощущений.
Материалы: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, палочка длиной 30 см.
Ход занятия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.
2. Упражнение «Замок», «Рисующий слон»
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук, в дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
«Рисующий слон». Сесть, на колени. Наклониться головой к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ею горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.
3. Функциональное упражнение «Танцы-противоположности»
Участники разбиваются на пары. Под ритмичную музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой — веселый. Через 1 —2 минуты участники меняются ролями. Затем предлагаются другие пары чувств: смелый — трусливый, спокойный — агрессивный, злой — добрый.
4. Упражнение «Прошепчи ответ»
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
— Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.
Дети выполняют задание.
— Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
Психолог задает следующие вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой сегодня день недели?
- Как называется город (поселок), в котором вы живете?
- Какое число следует за числом пять?
- Как называется детеныш коровы?
- Сколько лап у собаки?
- Сколько лап у двух собак? И т.п.
5. Когнитивное упражнение «Пуантизм»
И.п. — сидя на полу. Детям предлагаются чистые листы бумаги, гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продолжить другой и обеими одновременно.
6. Релаксация «Пляж»
И.п. — лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу желтый квадрат, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 15
Цель: Развитие умения подчинять свои действия инструкции взрослого. Формирование тормозных процессов.
Задачи:
1. Расслабление мышц тела, развитие мелкой моторики и межполушарных связей.
2. Развитие произвольного внимания и наблюдательности, самоконтроля деятельности.
3. Снятие психоэмоционального напряжения.
4. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Материалы: мяч.
Ход занятия:
1. Растяжка «Снеговик»
И.п. — стоя. Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. Упражнения для развития мелкой моторики рук
«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу-вверх и сверху-вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
«Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук, в дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
3. Упражнение «Солнечный лучик»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:
— Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
- коснулся глаз — откройте глаза;
- коснулся лба — пошевелите бровями;
- коснулся носа — наморщите нос;
- коснулся губ — пошевелите губами;
- коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
- коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
- коснулся рук — потрясите руками;
- коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята.
4. Коммуникативное упражнение «Сороконожка»
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
5. Игра «Не спеши»
Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.
После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.
6. Релаксация «Раскачивающееся дерево»
И.п. — стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Занятие № 16
Цель: Развитие зрительной памяти, наблюдательности и сообразительности.
Задачи:
- Развитие памяти, мышления, произвольного внимания и наблюдательности.
- Развитие координации движений, обучение приемам расслабления мышц тела.
- Развитие коммуникативных навыков и взаимоотношений со сверстниками.
- Развитие самоконтроля.
Материалы: лист с фигурами и их комбинациями, бумага, карандаши, картинки с нелепицами, мяч.
Ход занятия:
1. Игра «Расставить посты!»
Дети строятся в колонну. Психолог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен остановиться. Так «командир» расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.). В роли командира может выступать один из детей.
2. Когнитивное упражнение «Ритм по кругу»
Дети садятся полукругом. Инструктор отстукивает несложный ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие и громкие.
3. Упражнение «Запомни и нарисуй фигуры по памяти»
Показать детям лист, на котором нарисованы 9 разнообразных фигур и их комбинаций: треугольник в круге, молниеобразная линия, крестик и т.д. Предложить рассмотреть их и запомнить. Затем убрать этот лист и показать другой с изображением 15 фигур. Предложить узнать среди них знакомые, зарисовать их на чистом листе. Побеждает тот, кто зарисует больше фигур из 9 виденных ранее.
4. Упражнение «Я кубик несу и не уроню»
На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей). Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков. Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.
Упражнение повторяется несколько раз.
Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно.
5. Упражнение «Нелепости в картинках»
Показать детям по очереди несколько картинок. Предложить определить, в чем заключается нелепость каждой картинки. Например, водолаз на дне моря поливает из лейки водоросли и т.п.
Упражнение развивает наблюдательность, сообразительность, дискурсивную речь.
6. Релаксация «Росток»
И.п. — дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки», «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам), «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову, «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
7. Заключительный этап
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Литература
1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб. - 2003 / психологическая служба.
2. Монина Г. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография / Г. Монина, Е. Лютова-Робертс, Л. Чутко. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
3. Психологическая служба в дошкольном учреждении / авторы –составители: Н.П. Смелянская, Е.И. Кравцова. - Луганск: Янтарь, - 2003.
4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003 / серия «Практическая психология»
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1 / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — 160 с, ил.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 2 / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — 160 с, ил.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 3 / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — 160 с, ил.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 4 / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — 160 с, ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.