Трясорукова Т.П.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей нейродинамическая
гимнастика
сепия «Школа газвития))
Т, П. тоясовукова развитие
межполушавншо взаимодействия У детей нгйводииамическая гимнастика
издание 2-е
Ростов-на-дону
ГДЕНИ К С
удк 372.3/.4 БЖ 74.102 ктк
Т80
Трясорукова Т. П.
Т80 Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 32 с. : ил. — (Школа развития).
Дошкольный и младший возраст — наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, а следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Предлагаемая нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4—7 лет. Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Нейродинамическая гимнастика будет интересна широкому кругу специалистов, психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, а также родителям для занятий в доМт-цНИХ условиях. УДК 372.3/.4
БЖ 74.102
Учебно-методическое издание
ТРЯСОРУКОВА Татьяна Петровна извит“ мннполушпрнто ВзиМод«ствиЯ У : народиими№сия тимигтии
Ответственный редактор Д. Волкова
Технический редактор Г. Логвинова
Верстка: А. Патулова
Формат 70 х 100 1 /16. Бумага офсетная. Тираж 5 000. Заказ № 619
ООО «Феникс»
344011, Россия, Ростовская обл.,
г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 150 Тел./факс: (863) 261-89-50, 261-89-59
Изготовлено в России. Дата изготовления: 112018.
Изготовитель: ООО «Издательство Вперед»
Место нахождения: 296500, Россия, Республика Крым, г. Саки, ул. Первомайская, д. 14
Фактический адрес: 295047, Россия, Республика Крым,
г. Симферополь, ул. Узловая, 12
© Трясорукова Т. П., 2018
© Оформление: ООО «Феникс», 2018 rsBN 978-5-22242109-6 © Shutterstock.com, илл.
Уважаемые взрослые!
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга ещё не окончательно сформирована. К этому утверждению пришли в ходе практических экспериментов ученые Н.А. Бернштейн (теория уровней организации движений), А.Р. Лурия (теория СДЛ ВПФ), Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина (принципы нейропсихологии детского возраста), Ф. Бильгоу, П. Денисон и др.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Прежде чем перейти к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на четыре части: левую и правую, переднюю и заднюю. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга — левой, то есть когда мы действуем правой рукой — активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т. д. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое — пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим — активно работает правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Подводя итог выше сказанному, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. В данной книге представлены комплексы нейродинамической гимнастики для детей дошкольного возраста, построенные на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Благодаря проведенико нейродинамической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушариЙ, а мозг переключается в интегрированный режим работы.
Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным. Мануальный блок (ручной) — это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около
з
трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную психическую организацию, где участвуют ядра черепно-мозговых нервов (зрение), ретикулярная формация (движения), лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус и т. д.). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно-моторную координацию, а также расширить взаимосвязи и баланс активности между правым и левым полушариями.
Обшие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
Гимнастику рекомендуется проводить ежедневно по 10—20 минут в первой половине дня. Возможно внесение отдельных корректив с учётом возраста, состояния здоровья и развивающих потребностей ребенка.
Не рекомендуется проводить работу с ребёнком в период болезни и в течение 5—7 дней после, так как в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
Во время проведения гимнастики необходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т.д.
Перед выполнением упражнений мануального блока взрослому необходимо объяснить ребёнку, как выполняется то или иное движение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку начинать выполнение задания с «удобной» руки — ведущей (правой или левой). При выполнении заданий «неудобной» рукой допустимы неровности и отклонения от линий.
Для проведения более развернутой работы по развитию межполушарного взаимодействия можно использовать раскраску, пропись и рабочую тетрадь Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» (издательство «Феникс»).
И самое главное: ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ, покажите ребенку пример — выполняйте задания вместе с ним!
Желаем вам успешного обучения и развития! Свои отзывы и предложения присылайте на e-mail:
T.tatyana2010@mail.ru
ПЕРВЫЙ
Предложите ребёнку:
Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем — правой в течение 10 секунд.
О Повернуть левую кисть на ребро, согнуть пальцы в кулак, затем выпрямить. Сделать то же самое правой рукой. Движения выполнить поочередно по 5—6 раз каждой рукой.
О Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев обеих рук. Пальцами левой руки с усилием нажать на пальцы правой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Вам потребуются: 4 счётные палочки.
Счётные палочки раскладываются на столе перед ребенком. Задача ребёнка — брать их по одной одноименными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами).
Предложите ребёнку:
О Левой рукой ставить точки в квадрате в течение 30 секунд. Аналогично повторить задание правой рукой и двумя руками одновременно. Для детей с 5 лет это задание можно выполнять на скорость: «Постарайся ставить точки как можно быстрее».
ЛЕВАЯ РУКА ПРАВАЯ РУКА
ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО
Предложите ребёнку:
Опереться на стол ладонями, с усилием нажать на стол сначала левой, затем правой ладонью. Движения выполнить поочередно по 5—6 раз каждой рукой.
Постучать каждым пальцем левой руки по столу под счет:
1 раз — большой палец
2 раза — указательный палец
З раза — средний палец
4 раза — безымянный палец
5 раз — мизинец
Повторить движения правой рукой.
Вам потребуются: досточка для лепки пластилина, кусочек пластилина.
Предложите ребёнку раскатать на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами левой руки, затем правой.
О Вам потребуются: 8 квадратов (5х5 см), вырезанных из фольги.
Задача ребёнка брать их по одному, скатывать в плотный комочек: большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Сначала одной рукой, затем — другой.
ЛЕВАЯ РУКА
указательный
О
мизинец
О
большой палец
указательный безымянный
О
мизинец
большой палец
Предложите ребёнку:
О Поставить пальчики левой руки на круги под изображением животных. Затем по команде взрослого поднимать и опускать пальчики на заданный счёт. Например: ёжик — 2 раза, котик — 1 раз, собачка — З раза и т.д. Повторить игру по аналогии для противоположной РУки.
Предложите ребёнку:
Сжимать и разжимать кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки и встряхнуть их.
О Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем повращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем — разнонаправленно).
О Правой рукой помассировать левую кисть от запястья к кончикам пальцев, затем — обратно. Повторите эти движения с правой рукой.
О Вам потребуется: деревянный карандаш.
Предложите ребёнку положить карандаш на ладонь, прикрыть его другой ладонью и прокатывать карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее: от кончиков пальцев — к запястью. Можно усложнить задание, используя сразу два карандаша.
ребёнку:
О Взять в правую и левую руку по фломастеру, вычеркнуть в таблице левой рукой квадраты, а правой рукой — круги.
О д о д о д О о |
о о д о д о о д |
о д о [3 О д д |
о Д д о д о о |
о о д о о |
д О О д О О |
Предложите ребёнку:
О Похлопать в течение 30 секунд в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
«Костяшками» сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное движение»). Повторить эти движения с левой рукой.
О В течение 30 секунд выполнить движения, имитирующие растирание «замёрзших» рук.
О Вам потребуются: два детских носовых платка.
Взрослый берёт носовой платок за
уголок и показывает ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы
только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагает то же самое
сделать ребёнку, сначала одной рукой, потом другой. Можно усложнить задание,
одновременно работая двумя руками с двумя платками.
ребёнку:
О Одновременно двумя руками провести линии сверху
вниз, от точки к точке.
ЛЕВАЯ РУКА
О О о о О О
О О О О
О О оО
О О О О
Предложите ребёнку:
О Сжать кисть левой руки в кулак, затем поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Повторите движения по аналогии для правой руки.
О Поочередно сгибать и разгибать по 3—4 раза пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем повторить движения по аналогии для правой руки.
Поднять обе руки ладонями к себе, широко развести пальцы, затем прижать. Движения выполнять в течение 30 секунд.
Вам потребуется: деревянный карандаш.
Предложите ребенку обрисовать тупым концом карандаша ладонь с широко раздвинутыми пальцами, лежащими на столе, легко надавливая карандашом на межпальцевые зоны.
Провести соединительные линии:
левой рукой: от коровы к собачке: от собачки к лисичке; от лисички к мышке; от мышки к лягушке; правой рукой: от лягушки к обезьяне; от обезьяны к медведю; от медведя к зайцу; от зайца к поросёнку; от поросёнка к котику.
Предложите ребёнку:
О Соединить подушечки пальцев левой руки в щепоть, раскачивать кисть в течение 30 секунд, налево и направо. Вправо — пальцы раздвинуть, влево — соединить в щепоть. Повторить движения по аналогии для правой руки.
О Поставить левую руку локтем на стол. Пальцы сложить в щепоть. Ритмично наклонять кисть вниз-вверх в течение 30 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки.
О Выполнить упражнение одновременно обеими руками: двигать кистями обеих рук из положения висящих (опущенных) вниз кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
О Вам потребуются: глубокая миска, два блюдца, по 5 бусинок разного цвета (красного и зелёного).
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов. Справа и слева от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребенку «сложить» в одно блюдце все бусинки красного цвета, а в другое — зелёного цвета. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (большим, указательными и средним), обязательно чередуя руки: берем бусинку правой рукой, кладём её в блюдце, стоящее справа от мисочки, затем берём бусинку левой рукой, кладём её в блюдце, стоящее слева от мисочки.
О Поставить точки красного и зелёного цвета внутри кругов. Правой рукой ставить точку красного цвета, в следующем круге — точку зелёного цвета левой рукой и т. д. Детям старше 5 лет можно предложить выполнить задание на скорость: «Расставь точки в кружочках, чередуя руки, как можно быстрее».
О О О О О О О |
О О О О О О |
О О О о О О О |
О О О О О О О |
О О О О О О О |
О О О О О О О |
О О О О О О О |
О О О О О О О |
Предложите ребенку:
О Вытянуть кисти рук вперед ладонями вниз. Пальцами обеих рук (кроме больших) производить синхронные движения вниз—вверх в течение 30 секунд.
Четыре пальца левой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить круговые движения в течение 10 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки и выполнить двумя руками одновременно.
Вытянуть указательный палец левой руки вперёд, остальные пальцы прижать к ладони. Вращать указательным пальцем в течение 10 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки.
е Вам потребуется: деревянный карандаш.
Предложите ребёнку вращать карандаш на столе большим, указательным и средним пальцами одной, а потом другой рукой. Затем выполнить упражнение двумя руками одновременно.
|
аао |
||
|
|
||
оаоаоо |
|||
Предложите ребёнку:
Синхронно на правой и левой руке соединять подушечки пальцев, образуя кольцо (большой с указательным, большой со средним, большой с безымянным, большой с мизинцем) в течение 30 секунд.
О Кончиками пальцев левой руки поочередно (начиная с больших пальцев) дотрагиваться до кончиков одноименных пальцев правой руки в течение 30 секунд.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать сцепку и с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
О Вам потребуются: чётки или бусы из 17 бусинок, вытянутые в нитку, центральная бусина — другого размера или другого цвета.
Ребёнок берёт за края и одновременно обеими руками перебирает по одной бусинке, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны — от середины к концам нитки.
О Вычеркнуть цветочки и обвести крестики сначала правой рукой, затем — левой.
ПРАВАЯ РУКА
ЛЕВАЯ РУКА
Предложите ребёнку:
Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» ладони левой руки по всем направлениям в течение 30 секунд. Повторить движения для правой руки.
О Правой рукой делать массаж (активное растирание) тыльной стороны левой руки в течение 30 секунд. Повторить движения по аналогии для правой руки.
О Подушечкой большого пальца правой руки по часовой стрелке растирать центр ладони левой руки в течении 30 секунд. Повторить движения для левой руки.
Вам потребуются: поднос, полстакана манной крупы или пшена (можно использовать кинестетический песок).
Предложите ребенку сделать на подносе дорожки шириной 1—2 см, используя песок (манку, пшено). Песок надо сыпать тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложив их щепоткой. Чередуйте руки: сначала правой рукой, затем — левой и двумя руками одновременно.
Блок
Найти на дереве силуэты: слона, носорога, зайца, бегемота, рыбы, пингвина, птицы. Раскрасить их.
мёд
Предложите ребёнку:
«Нарисовать» большим пальцем вытянутой левой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинается влево—вверх, против часовой стрелки. Надо сделать движение З раза, затем повторить то же самое для другой руки.
Повторить предыдущее задание (движение) одновременно правой и левой рукой ещё З раза.
Соединить кисти рук в замок (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными), «покрутить» большими пальцами в течение 10 секунд, сохраняя позицию «замок».
Вам потребуются: стакан (или кружка), десертная ложка.
Предложите ребёнку размешивать ложкой (например сахар в чае), чередуя во время игры руки. Сначала размешивать правой рукой, затем — левой. Если у малыша возникнут затруднения, то помогите ему, двигая его рукой в заданном направлении.
психомоторный БЛОК
ребёнку:
О Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем правой рукой — все чёрные. Для детей с 5 лет это задание можно выполнять на скорость: «Постарайся вычеркнуть круги как можно быстрее».
Предложите ребёнку:
О Соединить тыльной стороной большие пальцы правой и левой руки. Быстро-быстро пошевелите остальными пальцами обеих рук, сохраняя большие пальцы прижатыми друг к другу.
О Вытянуть вперёд указательные и средние пальцы на обоих руках, остальные пальцы прижаты к ладоням. Синхронно на правой и левой руке изобразить движение «режем ножницами»: разводить пальцы, затем соединять их в течение 10 секунд.
е Вытянуть вперёд мизинцы на обеих руках, остальные пальцы собрать в кулак. Синхронно покачивать мизинцами вверх-вниз в течение 10 секунд.
О Вам потребуются: блюдце, полстакана гороха (можно использовать пульки для детских пистолетов).
Насыпьте горох в блюдце. Предложите ребёнку брать горошины большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами по одной и, удерживая их в руке, набирать целую горсть. Сначала правой рукой, затем — левой и одновременно двумя руками.
Найти в таблице слова «КОТ» и обвести их в рамку.
к ю Е п |
к о т Б и |
Предложите ребёнку:
О Растирать кисти рук между собой в течение 30 секунд. Кисти обеих рук положить на колени ладонями вниз и синхронно переворачивать их на тыльную сторону, затем обратно в течение 30 секунд.
Раскрыть ладонь левой руки, подушечками пальцев правой руки постукивать по всей поверхности ладони в течение 30 секунд. Повторить движения по аналогии на противоположной руке.
О Вам потребуются: две чашки, позволяющие ребёнку полностью погрузить в них кисти рук, 6—8 мелких игрушек.
Одну чашку поставьте с правой стороны от ребёнка, налейте в неё тёплую воду (34—38 градусов) и положите мелкие игрушки. Другую чашу поставьте с левой стороны, налейте в нее прохладную воду (15—20 градусов) и положите в неё 3—4 небольших кусочка льда. Предложите ребёнку переложить игрушки из чашки с тёплой водой в чашку с прохладной водой. Игрушки нужно брать по одной: сначала правой рукой, полностью погружая кисть в тёплую воду, затем — в прохладную. Повторите игру для левой руки, переложив игрушки обратно из чашки с прохладной водой в тёплую.
е Назвать и показать все числа от 1 до 10 (выделенные красным цветом) и от 10 до 1 (выделенные чёрным цветом). Для детей с 6 лет это задание можно выполнять на скорость: «Постарайся назвать и показать все числа от 1 до 10 как можно быстрее».
4 |
|
1 |
з |
6 |
|
7 |
5 |
7 |
9 |
8 |
10 |
8 |
2 |
5 |
1 |
2 |
4 |
9 |
10 |
От 1 до 10
2 |
4 |
8 |
2 |
10 |
5 |
7 |
5 |
9 |
6 |
|
|
|
|
|
з |
|
6 1 |
7 |
От 10 до 1
|
|
|
|
1 |
8 3 9 7 6 |
||||
|
|
|
|
|
4 |
з |
2 |
8 |
9 |
От 1 до 10
7 |
З |
5 |
б |
9 |
1 |
10 |
2 |
8 |
З |
4 |
7 |
4 |
6 |
10 |
8 |
1 |
9 |
2 |
5 |
От 10 до 1
Предложите ребёнку:
Подушечками пальцев обеих рук синхронно постукивать по столу в течение 10 секунд.
Большим и указательным пальцем левой руки пощипывать ладонь правой руки в течение 10 секунд. Повторить движения по аналогии на противоположной руке. Встряхивать расслабленные кисти рук в течение 10 секунд.
Вам потребуются: поднос, две тарелки (глубокая и мелкая), десертная ложка, 6—8 мелких плавающих предметов.
Поставьте на поднос две тарелки: перед малышом (ближе к нему) глубокую тарелку, чуть дальше — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и положите несколько мелких плавающих предметов. Предложите ребёнку выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. В ходе игры можно чередовать руки, вылавливая предметы по очереди то правой, то левой рукой.
О Выбрать нужный квадрат из нижнего ряда. Для детей 4—5 лет провести соединительную линию, для детей 6— написать в пустом квадрате соответствующую цифру.
зо
Список литературы:
1. Пятница ТВ. Левша в начальной школе: адаптация и обучение — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 95 с.
2. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия/под ред. А.В. Семенович, МОС. Ковязиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2018. — 496 с.
З. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. — СПб.: Литера, 2007. — 32 с.
4. Полный справочник логопеда / авт.-сост. Л. Смирнова. — Минск: Харвест, 2011. — 384 с.
5. Майская А. Ребенок Левша: как достичь гармонии с «правым миром». — СПб.: Питер, 2006. — 96 с.
6. Сумнительная СИ. Школа Мантессори. Помоги мне это сделать самому. — М.: Карапуз, 2000. — 10с.
7. Гимнастика мозга (Гимнастика ума). [Электронный ресурс]: Содействие центр практической психологии Режим доступа: http//kinhelp.ru/gimnastika-mozga/gimnastikauma/
8. Деннисон ИЛ. Гимнастика мозга / И.П. Деннисон, Г. Деннисон [Электронный ресурс] : Просто в непростом . РФ
Режим доступа: http//tao-online.com/gimnastika-mozga/
9. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга. Brain Gym [Электронный ресурс]: СпбГМТУ Среднетехнический факультет — Режим доступа: http//stf-smtu.ru/
10. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети будущего — Режим доступа: http//www.deti-budushego.com/node/217
11. Упражнения Гимнастики мозга. [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология Режим доступа: http//creative kinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastikiтоща/
31
от автораз
ТРЕТИЙ комплжс9
ДЕСЯТЫЙ комплжс23 ОДИННАДЦАТЫЙ КОМПЛЕКС25 ДВЕНАДЦАТЫЙ комплЖс27
Список литературы31
БВГЧ 978-5-222-32109-6 9 785222 321 096 |
О phoenix_book
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.