Доброта всегда в цене (дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)

  • pptx
  • 03.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.П.Платонов.pptx

Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка
Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

ДОБРОТА ВСЕГДА В ЦЕНЕ
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе

ЦЕЛЬ УРОКА:

познакомить учащихся с историей создания рассказа А.П.Платонова «Юшка»,

проанализировать своеобразие произведения,

помочь понять особенности поступков и характеров героев

Произведения А.Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и чёрствость, помогая сделать правильные выводы.
Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов.

Рассказ «Юшка»

Год написания: 1935 г.
История создания: произведение было создано в первой половине ХХ в.
Год публикации: 1966 г., сборник «Избранное».
Тема: доброта и милосердие, человеческая жестокость.
Композиция: сюжет развивается последовательно.
Особенность: важную роль в раскрытии тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери.
Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени, благодаря стремительному развитию событий.
Жанр: рассказ. Направление: реализм.

К 1935 году – времени написания рассказа «Юшка» –А.Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в нескольких редакциях, но Сталин запретил публиковать его произведения, считая, что они опасны для режима.
В тот период А.Платонов практически не печатался. Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

Тема произведения

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А.Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также человеческая жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов.

Главный герой рассказа

В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. Платонов создаёт детальный портрет мужчины.

Сколько лет было герою? Как он выглядел? Почему?

Какую работу выполнял Юшка?

Как относился к своей работе?

Как живёт герой?

Почему во всем себе отказывает, хотя деньги у него есть? 

Как относятся дети к Юшке?

Как взрослые воспринимают Юшку?

Где чувствовал себя спокойно Юшка? 

Как сложилась судьба Юшки? 

Главный герой рассказа

Юшке сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм его изнурён чахоткой и тяжёлой работой помощника кузнеца. К работе он относился очень ответственно.
В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приёмной дочери, жившей в городе.

Главный герой рассказа

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Главный герой рассказа

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».

Главный герой рассказа

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приёмная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Главный герой рассказа

Юшка –это характеристика добрый, безответного человека, который на зло отвечает добром. Его любовь искренняя и бескорыстная, он любит не только людей, но и природу, каждую травинку и букашку. Местные жители, от мала до велика, не понимают его душевной красоты, и издеваются над ним. Последний толчок прохожего отказался для Юшки смертельным.

Девочка, а потом девушка, которую содержал Юшка. Её искренняя любовь к Юшке настолько сильна, что девушка специально учится в медицинском заведении, чтобы вылечить больного Ефима Дмитриевича.
Но, когда она отучилась и приехала к Юшке, оказалось, что она опоздала, Юшка уже умер. Воспитанная им в любви к людям, девушка, молодой врач, остаётся в его городе, чтобы бескорыстно и безвозмездно оказывать помощь безнадёжно больным людям.

Главный герой рассказа

Идея рассказа

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка,
мир стал бы чёрствым, жестоким, тёмным.
Основная мысль – нужно учиться видеть в людях хорошее,
даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Какова идея рассказа «Юшка»?

Какова основная мысль рассказа?

Чему учит произведение Платонова?

НЕПРАВИЛЬНО

Писатель затрагивает в этом произведении темы:

Где работал Юшка:

Рассказ «Юшка» был написан:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1945 г.

в 1940 г.

Сколько лет было Юшке:

НЕПРАВИЛЬНО

бедности

ПРАВИЛЬНО

сострадания

НЕПРАВИЛЬНО

воспитания

НЕПРАВИЛЬНО

в конюшне

НЕПРАВИЛЬНО

на мельнице

ПРАВИЛЬНО

в кузнице

ПРАВИЛЬНО

сорок

НЕПРАВИЛЬНО

пятьдесят

НЕПРАВИЛЬНО

шестьдесят

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Рассказ «Юшка»

ПРАВИЛЬНО

в 1935 г.

Как к Юшке относились окружающие люди:

НЕПРАВИЛЬНО

любили

ПРАВИЛЬНО

обижали

НЕПРАВИЛЬНО

не замечали

НЕПРАВИЛЬНО

Почему Юшка выглядел старше, чем ему было на самом деле:

Куда на самом деле каждый год ходил Юшка:

В какое время года Юшка уходил из деревни:

НЕПРАВИЛЬНО

зимой

осенью

Почему Юшка всё прощал своим обидчикам:

НЕПРАВИЛЬНО

был бедным

ПРАВИЛЬНО

сильно болел

НЕПРАВИЛЬНО

много работал

НЕПРАВИЛЬНО

в больницу

НЕПРАВИЛЬНО

к матери

ПРАВИЛЬНО

помочь сироте

ПРАВИЛЬНО

так понимал любовь

НЕПРАВИЛЬНО

из-за плохой памяти

НЕПРАВИЛЬНО

был слишком слабым

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Рассказ «Юшка»

ПРАВИЛЬНО

летом

Как погиб Юшка:

НЕПРАВИЛЬНО

сердечный приступ

ПРАВИЛЬНО

ударил прохожий

НЕПРАВИЛЬНО

зачах
от тоски

Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей –
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
А. Лесных

Будьте добры и милосердны

Дари добро, что так необходимо,
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что жизнь взаимна,
И всё к тебе вернётся
Во сто крат!
Л.Иванова

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Было много ошибок:
нужно быть внимательнее

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

ВЫХОД

Как вы оцениваете свою работу на уроке: