Доказательство числовых неравенств
Цели: продолжить формирование умения доказывать числовое неравенство по его определению; формировать умение решать задачи на составление и доказательство числового неравенства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Сравните числа a и b, если a – b равно:
а) –3; б) 0,2; в) 0; г) (–3)6;
д) b – а; е) 2 – 3.
2. Расположите в порядке возрастания числа:
1,2; 1;
1
;
1,4; 1
.
3. Сравните числа:
а) и 6
; в)
и
;
б) 3 и
; г)
и 14
.
III. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Доказать неравенство:
1) (6y – 1)(y + 2) < (3y + 4)(2y + 1);
2) 4(x + 2) < (x + 3)2 – 2x.
В а р и а н т 2
Доказать неравенство:
1) (3y – 1)(2y + 1) > (2y – 1)(2 + 3y);
2) (x – 5)2 + 3x > 7(1 – x).
Р е ш е н и е
В а р и а н т 1
1) (6y – 1)(y + 2) – (3y
+ 4)(2y + 1) = 6y2 + 12y – y – 2 – 6y2
– 3y – 8y – 4 =
= –6 < 0, значит, неравенство верно при любом значении у.
2) 4(x + 2) – (x + 3)2
+ 2x = 4x + 8 – x2 – 6x – 9 + 2x
= –x2 – 1 =
= –(x2 + 1) < 0, значит, неравенство верно при любом
значении х.
В а р и а н т 2
1) (3y – 1)(2y + 1) – (2y
– 1)(2 + 3y) = 6y2 + y – 2y – 1 – 4y
– 6y2 + 2 + 3y =
= 1 > 0, значит, неравенство верно при любом значении у.
2) (x – 5)2 + 3x – 7(1 – x) = x2 – 10x + 25 + 3x – 7 + 7x = x2 + 18 > 0, значит, неравенство верно при любом значении х.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Разобрать пример 2 со с. 153–154 учебника.
2. № 731 (а, в).
Р е ш е н и е
а) a(a + b) – ab = a2 + ab – ab = a2 ≥ 0 при любом значении а, значит, неравенство верное.
в) 2bc – b2 – c2 = –(b2 – 2bc + c2) = –(b – c)2 ≤ 0 при любых значениях b и c, значит, неравенство верное.
3. № 733.
Р е ш е н и е
≥ 0
при а > 0 (так как (а – 2)2 ≥ 0 и а
> 0), значит, неравенство верное при любом положительном а.
4. № 735 (б), № 736 (а), № 737.
Р е ш е н и е
№ 735.
б) ≤
0
(так как (с – 1)2 0, с2
+ 1 > 0), значит, неравенство верное при любом значении с.
№ 736.
а) а2 – 6а + 14 = а2 – 2 ∙ 3 ∙ а + 9 + 5 = (а – 3)2 + 5 > 0 при любом значении а.
№ 737. Предложить выполнить по вариантам (4 варианта) и дать общий ответ.
1) а2 – 2а + 3 = а2 – 2 ∙ 1 ∙ а + 1 + 2 = (а – 1)2 + 2 > 0 при любых значениях а.
2) а2 + 6 – 4а = а2 – 2 ∙ 2 ∙ а + 4 + 2 = (а – 2)2 + 2 > 0 при любых значениях а.
3) 4а – 4 – а2 = –(а2 – 2 ∙ 2 ∙ а + 4) = –(а – 2)2 ≤ 0, значит, не является верным при любом значении а.
4) 8а – 70 – а2 = –(а2 – 2 ∙ 4 ∙ а + 16 + 54) = –((а – 3)2 + 54) < 0 при любых значениях а.
О т в е т: 3.
5. № 738 (а, в), № 739, № 741.
Предлагаемые упражнения достаточно сложные и предполагают осознанное применение правила сравнения чисел.
Р е ш е н и е
№ 738.
Пусть a и b – положительные числа и а2 > b2.
По определению а2 – b2 > 0. Разложим левую часть неравенства на множители: (а – b)(а + b) > 0.
Сомножитель a + b > 0 (так как a > 0 и b > 0), значит, и сомножитель a – b > 0, то есть a > b, что и требовалось доказать.
а) Составим разность квадратов чисел:
(+
)2
– (
+
)2
= 6 + 2
+ 3 –
7 – 2
– 2 =
= 2(–
) >
0.
Значит, по доказанному выше свойству: +
>
+
.
в) (– 2)2
– (
–
)2
= 5 – 4
+ 4 –
6 + 2
– 3 =
2
–
– 2= 2(
–
) <
0.
Значит, по доказанному выше свойству: – 2
<
–
.
№ 739. Это упражнение является продолжением предыдущего. Учащиеся могут сперва попытаться составить разность левой и правой части неравенства и определить её знак. Возникает проблемная ситуация. Затем можно предложить воспользоваться результатами решения предыдущей задачи, также следует задать учащимся вопрос о различиях в заданных ситуациях.
Составим разность квадратов выражений, стоящих в левой и правой частях неравенства
≤ 0 при любых a
≥ 0 и b ≥ 0. Значит, неравенство верно
≤
и
верно
≤
для
любых a ≥ 0 и b ≥ 0.
№ 741.
Даны числа 0; 1; 2; 3. Получили числа k; k + 1; k + 2; k + 3. Сравним произведения k · (k + 3) и (k + 1)(k + 2). Составим разность этих выражений:
k(k + 3) – (k +
1)(k + 2) = k2 + 3k – k2 – 2k
– k – 2 = –2 < 0, значит, k · (k +
+ 3) < (k + 1)(k + 2) при любом значении k.
6. Сильным в учебе учащимся можно предложить для решения в классе или дома задачу повышенной трудности.
№ 742.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
Коля |
VК = 5 км/ч |
tК = |
П |
||
½ пути ½ пути |
||
Миша |
|
|
|
t = |
tМ = |
|
VМ = 5,5 км/ч |
VМ = 4,5 км/ч |
Сравним время, затраченное Колей и Мишей
на путь от посёлка до станции. Составим разность tК – tМ
= <
0. Значит, Коля затратил на путь меньше времени и пришёл на станцию
раньше.
О т в е т: Коля.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Дайте определение числового неравенства.
– Сформулируйте универсальное правило сравнения двух чисел.
– Какие выражения называются средним арифметическим, средним геометрическим, средним гармоническим двух чисел? Каким соотношением они связаны?
Домашнее задание: № 735 (а), № 736 (б), № 738 (б, г), № 740.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.