Использование информационных технологий на уроках физики
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-компьютерные технологии становятся необходимым компонентом урока в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе ИКТ.
В своей работе мы активно используем ИКТ не первый год.
Быстрое развитие информационных технологий в последнее время постоянно заставляет пересматривать формы проведения уроков физики и астрономии, их структуру.
Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо направлять в нужное русло, постоянно контролировать, менять их вид работы, иначе урок на компьютере станет для них таким же, как и изучение материала по учебнику. Не надо заблуждаться в том, что, увидев урок по физике на компьютере, ученики сразу начнут его с радостью изучать и запоминать. Ничего подобного не происходит. Правильно, что в настоящее время у учеников очень высокий интерес к компьютерам. Поэтому и надо этот интерес умело использовать в обучении. Грамотное ведение урока физики в компьютерном классе очень сильно повышает эффективность обучения.
Использование ИКТ на каждом уроке делаем по-разному:
при изучении нового материала используем информацию из различных сайтов;
очень эффективен просмотр фотографий, которые нет в учебнике;
компенсируем отсутствие физических приборов в школе, используя живые модели физических, астрономических процессов и явлений, что вызывает большой интерес у учащихся;
подключаем их к созданию мультимедийных презентаций с использованием сведений и фотографий с сайтов, с последующим их показом на уроках;
привлекаем учащихся к поиску информации по теме урока из источников Интернета;
используем интерактивные уроки;
проводим тестирование на компьютере.
Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Создание уроков с использованием ИКТ даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени – с другой. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов:
прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;
развивать умения добывать информацию из разнообразных источников;
обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
повышать интерес учащихся к предмету;
формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения;
создавать надежную систему мониторинга усвоения знаний;
осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика;
повышать педагогическую квалификацию;
позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.
Системное применение в учебном году электронных ресурсов является гарантом эффективности учебного процесса.
Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
Учитель физики Сосновской СШ Конюшенко Т.Л.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.