НА ТЕМУ:
« Влияние тютерства на качество обучения базовым дисциплинам»
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляя высокие требования к подготовке специалистов, предполагают ориентацию обучения не только на усвоение студентами определённого объёма знаний в рамках избранной профессии, но и развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Иными словами, образовательная организация должна формировать целостную систему умений, знаний и навыков, опыт самостоятельной деятельности будущих специалистов.
ЧБПОУ ДОКЛАД.docx
ЧБПОУ « Чеченский базовый медицинский колледж»
Доклад
НА ТЕМУ:
« Влияние тютерства на качество обучения базовым
дисциплинам»
Выполнил преподаватель
русского языка и литературы:
Шахтамирова Х.А. Грозный 2017
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляя
высокие требования к подготовке специалистов, предполагают ориентацию
обучения не только на усвоение студентами определённого объёма знаний в
рамках избранной профессии, но и развитие личности, её познавательных и
созидательных способностей. Иными словами, образовательная организация
должна формировать целостную систему умений, знаний и навыков, опыт
самостоятельной деятельности будущих специалистов.
Переключение проблемы обучения на проблему самостоятельного
добывания знаний позволит обучающимся совершенствовать личность,
развивать умение работать с информацией, необходимой для успешного
выполнения профессиональных задач, формировать навыки работы в
коллективе, чувство ответственности, проявлять активность и творческие
способности.
Базовые дисциплины способствуют реализации общеобразовательной
подготовки обучающихся и основное их назначение – формирование и
развитие общих компетенций (ОК).
Дисциплины «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура
речи» не являются профильными для технических специальностей. Отсюда
ряд проблем:
низкий базовый уровень подготовки абитуриентов по русскому языку и
литературе;
низкий уровень речевой культуры студентов;
отсутствие познавательного интереса к дисциплинам;
низкий уровень (или отсутствие) навыков самостоятельной работы,
самоконтроля, самодисциплины.
Как преподаватель не могу с этим мириться. Опыт общения с педагогами
других колледжей показывает, что вышеперечисленные проблемы являются
типичными, поэтому они актуальны и нуждаются в решении. Уверена,
что формирование профессиональной направленности должно идти
средствами всех изучаемых предметов, в том числе и русского языка и
литературы посредством внедрения компетентностного подхода в учебный процесс через разработку интегрированных учебных элементов, а также
тютерство.
Этого пытаюсь добиться, применяя современные образовательные
технологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
На современном этапе развития нашего общества к подготовке
специалистов любой отрасли предъявляются повышенные требования, что
вызвано необходимостью обеспечения рынка конкурентоспособными кадрами,
поэтому преподаватели цикловой общеобразовательных дисциплин
направляют свои усилия на то, чтобы наши студенты в будущем стали
специалистами широкого профиля.
Для достижения этой цели ведётся работа по следующим направлениям:
• Повышение качества теоретического обучения
• Активизация познавательной деятельности студентов
• Совершенствование практической подготовки студентов
• Организация их самостоятельной работы
• Организация индивидуальной работы, как со слабыми, так и со способными
студентами.
В начале своего доклада хотелось бы перечислить причины низкой
успеваемости студентов нашего колледжа, почему некоторые из них плохо
учатся.
Причинами низкой успеваемости студентов являются:
• Низкая школьная подготовка
• Непонимание изучаемого материала в колледже
• Неготовность к выполнению требований преподавателей
• Усталость на занятиях
• Неуверенность в своих силах
• Плохая память и отсутствие внимания
• Пропуски занятий
• Отсутствие у студентов желания учиться
Поэтому, перед преподавателями стоит задача заинтересовать студента,
сделать так, чтобы у него горели глаза, когда он занимается любимым делом. Но удерживать интерес молодежи на одном участке знаний весьма сложно,
поэтому преподаватели постоянно совершенствуются и внедряют новые
методики в той или иной области. Преподаватели стараются сделать
образование максимально качественным и доступным для понимания и
используют для этого все возможные механизмы, в том числе и тютерство.
Для повышения качества подготовки специалистов преподаватели при
ведении своего предмета используют тютерство, рейтинговую систему
контроля знаний, при этом учитывается соблюдение студентами учебной
дисциплины. Каждый преподаватель на первом уроке доводит до сведения
студентам, какие требования к ним будут предъявляться, чтобы они в конце
семестра были допущены к зачёту или экзамену.
Также на стимулирование студента может влиять его познавательная
активность. Преподаватель может поощрить студента и поставить ему оценку,
если студент активен во время опросов, хорошо знает изучаемый предмет,
имеет свою точку зрения по обсуждаемому материалу, оказывает помощь в
создании таблиц, схем, раздаточного материала, выступает на конференциях,
оказывает помощь при работе в кабинете…
На повышение качества подготовки студентов влияет и то, как
преподаватель сумеет заинтересовать студентов своим предметом. Это можно
сделать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность
на уроке или дома (в настоящее время многие студенты имеют компьютер и
Интернет могут помочь найти ответ на поставленный вопрос или новую тему
и сделают это с удовольствием, что тоже повлияет на его качество повышения
знаний), а также через создание проблемной ситуации, разнообразие методов
обучения, включение игровых моментов.
Важную роль в развитии активности студентов играет проблемное
обучение, решение задач, деловые игры. В проблемном обучении студенты
ставятся в позицию практики, т.е. в позицию людей, которые решают
теоретические и практические проблемы. Стало быть, проблемный подход к
обучению используется лишь в случае, если изучаемая тема или вопрос носят
проблемный характер. Началом проблемного обучения является создание
проблемной ситуации. При введении студентов в эту ситуацию перед ними,
как правило, ставятся вопросы: А вы как думаете? Почему? При каких
условиях? Решение проблемной ситуации происходит в виде поиска ответов
на поставленные вопросы. Проблемное обучение способствует более
глубокому усвоению студентами учебного материала, воспитанию
заинтересованного отношения к учёбе, развитию познавательной активности,
мыслительных и эмоциональных способностей.
Обучение студентов требует немалых волевых усилий, трудолюбия,
поэтому для побуждения и развития познавательной активности недостаточно вызова интересов студентов. Нужна также требовательность, идущая от
учебного заведения. Эти требования осуществляются преподавателями
главным образом с помощью контроля и оценки хода и результатов обучения.
Постоянные и систематические требования, вместе с актуализацией интересов
и целей студентов, способствуют поддержанию и развитию познавательной
активности студентов, воспитывают ответственность, укрепляют и развивают
способности, повышают качество подготовки.
В поддержании и развитии интереса к своему предмету огромную роль
играет личность преподавателя. Знание своего предмета, мастерство
преподавания, умение доступно объяснять, увлечённость своим делом,
человеческое обаяние, добросовестность, контакт со студентами, вера в их
силы – это залог того, что студенты будут ходить на уроки, и не будут
пропускать занятия.
Во время учёбы в колледже, качество обучения складывается из нескольких
этапов:
• Входной контроль проводится с целью проверки базовых знаний и умений по
предметам школьной программы на основании контрольных работ
• Текущий контроль за студентами проводится по итогам месяца по
изучаемым дисциплинам. Данные по успеваемости и посещаемости студента
заносятся в текущую ведомость успеваемости
• Рубежный контроль проводится в конце семестра. Это обязательные
контрольные работы или по некоторым предметам разработаны варианты
тестовых заданий, сдача экзамена
• Заключительный этап – это итоговый контроль, который проводится на 4х
курсах в форме междисциплинарного экзамена.
Если сравнить успеваемость за все годы обучения, то оказывается, что к
концу обучения успеваемость и качество знаний студентов возрастает.
Показатели качества знаний на старших курсах по общеобразовательным и
специальным дисциплинам выше, чем на первом курсе.
Мотивация студентов на первом курсе направлена на то, чтобы
«удержаться» в колледже. На старших курсах мотивация направлена на то,
чтобы овладеть дисциплинами, которые понадобятся им в будущей
профессиональной деятельности.
Для повышения качества подготовки студентов, преподавателями много
внимания уделяется как тютерству, так и привитию навыков
самостоятельной работы студентов. Это, работа с учебной, технический и
любой дополнительной литературой. Студенты учатся конспектировать,
осваивать справочную литературу. Это проверка приобретённых умений и
навык. Студенты готовят рефераты, доклады. Как элемент проблемно поискового обучения студенты составляют кроссворды по многим
специальным предметам. Кроссворды помогают лучше усвоить и запомнить
некоторые понятия, термины, названия.
Большую роль в повышении качества подготовки специалистов играют
практические занятия. Практические и лабораторные занятия связаны с
решением различных конкретных задач.
Для повышения качества подготовки студентов, студенты принимают
активное участие в выпуске газет, в неделе цикловой комиссии. При этом
студенты учатся:
• Ясно видеть цели и задачи предстоящей работы
• Находить главное и второстепенное в изучаемом материале, выделять и
усваивать главное
• Подтверждать теоретические знания практическими примерами
• Всесторонне анализировать проблему, творчески подходить к её решению,
не ждать готовых решений
• Делать самостоятельно выводы и самому подводить итоги.
Для повышения качества подготовки студентов преподавателями
проводятся дополнительные занятия, конференции, индивидуальная работа со
студентами.
Одной из наиболее сложных, но эффективных форм повышения качества
подготовки студентов является выполняют рефератов по предмету.
Рефераты, написанные на основе нескольких источников, по праву можно
назвать научными трудами и рассматривать как научноисследовательскую
работу студентов.
Дополнительные занятия играют важную роль в усвоении студентами
достаточноширокого круга знаний, формирование и закреплении у них
углубленных интересов по предмету.
Индивидуальная работа со студентами проводится преподавателями для
выявления творческих способностей студентов и их развитие, способствует
профессиональной ориентации и самореализации.
Для отработки практических навыков организовано прохождение практики
по получению первичных профессиональных навыков. Производственная
практика предусматривает прохождение и закрепление полученных
теоретических знаний непосредственно на предприятии, где студенты,
которым через некоторое время предстоит влиться в трудовые коллективы, не
просто знакомятся с технологическим процессом, а работают на конкретных
рабочих местах, познавая эти процессы изнутри. Хотелось бы закончить свой доклад тем, что каждый преподаватель, чтобы
повысить качество подготовки студентов, должен знать своих студентов,
чётко представлять, как подобрать «ключи» к каждому из них, изучить их
индивидуальные особенности, наклонности, характер, интересы, стремления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый анализ показал, что применение методов и приёмов
современных образовательных технологий:
способствует установлению комфортного микроклимата в студенческом
коллективе;
помогает развитию познавательной активности студентов, что даёт
положительную динамику качества обучения;
развивает логическое мышление, коммуникативные способности студентов;
повышает уровень их самооценки;
развивает индивидуальные и творческие способности.
Таким образом, мы видим, что современные образовательные технологии
способствуют формированию общих компетенций на занятиях и готовят
студентов к дальнейшему освоению специальных дисциплин.
В своей педагогической практике планирую продолжить работу по
применению уже изученных педагогических технологий, а также изучение
других современных образовательных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКОВ И
РЕСУРСОВ:
1.
2.
3.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.
Селевко. – М., 2005.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2
т., М.: 2006. Т.1 – 816 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,
«Педагогика», 1989. 5.
6.
7.
8.
9.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
Издательство:"Азъ", 1992.
Современные образовательные технологии. Журнал «Завуч»,
№2, 2002. – 54 с.
Образовательные технологии: технология разноуровневого
обучения; технология коллективного взаимообучения; технология
модульного обучения. Журнал «Завуч» №5,2005, 46 с.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. –
М.: «Академия», 2011.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. – М.: Знание, 1991.
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.