Приемы, используемые при формировании
познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.доклад
Развитие познавательно.docx
Доклад
Подготовила :
Андреева Н.В
2017-2018 уч.год
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших
разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие
1 ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность
детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора,
компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено
посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются
от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если
даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование
познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи
воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному
поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить
словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в
познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в
его активной речи.
Приемы, используемые при формировании
познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов,
слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование,
проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование
художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия,
наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе
непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать
представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять
положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,
проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов
дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность
невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную
деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно
выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную
направленность. Главным является качество языкового содержания,
обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий
большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у
него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу
речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не
съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или
незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник
каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но
накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет
поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата,
потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь
наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод.
Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у
детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен
2 получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих
предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны,
где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о
живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и
закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем
детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в
стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у
ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача
воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия,
наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить
на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск
ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание
окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень
их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В
содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой
чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и
называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого
развития дошкольников является игра. И если во время организованной
образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он
имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с
этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое
развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,
способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла
обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,
расширяют знания о геометрических формах и пространственных
отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,
поскольку, обязательным элементом в них является познавательное
содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок
прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную
задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить,
классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в
решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны
для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться
видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать
выводы, и добиваться результата.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого
развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и
предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её
оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном
распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в
себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности,
иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный
материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения
опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это
сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование
умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого
3 раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не
возникнет.
4
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.