Доклад "Игра, движение, творчество. Законы математики до школы"
Оценка 4.9

Доклад "Игра, движение, творчество. Законы математики до школы"

Оценка 4.9
docx
28.12.2023
Доклад "Игра, движение, творчество. Законы математики до школы"
Игра, движение, творчество. Законы математики до школы.docx

 

 

 

МБДОУ №56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 «Игра, движение, творчество. Законы математики до школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Подготовила:

      методист первой категории

Саркисян Элина Магомедовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь, 2023

Уравнение с трёмя известными: игра, движение, творчество.

Решение по законам математики до школы»

Сл.2Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

Реформирование системы дошкольного образования по Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования заставили нас пересмотреть устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

Сл.3ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие", которая предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

ФЭМП направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Сл.4          Практика показывает, что и старшие, и младшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

Сл.5Так возможно ли эффективно обучаться?

Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что эффективное обучение достигается, прежде всего, особыми методическими приемами, при которых многие навыки достигаются детьми без лишнего напряжения. Так как учитываются не только возрастные физиологические особенности детей, но и задействованы для этого максимально все виды восприятия информации: слуховая, зрительная, тактильная, двигательная. Многие математические понятия, которые трудно даются детям, изучаются с помощью наглядности, например, знакомство с первыми числами, знакомство с понятием «состав числа», обучение решению косвенных задач и многое другое.

Сл6А возможно ли учиться думать?

Конечно да, только, если весь материал подается таким образом, чтобы ребенок мог его осознать и сделать простые умозаключения. Для этого на занятиях проводятся исследования в форме практической работы. Так, дети младшего и среднего возраста, работая с пластилином, сыпучим материалом и водой, на практике приходят к выводу о несовпадении количества и величины. А дети постарше, измеряя разными мерками воду, делают вывод: «чем больше мерка, тем меньше результат счета и наоборот». При изучении геометрического материала, дети исследуют свойства фигур, а в подготовительной к школе возрасте еще и дифференцируют фигуры на группы и подгруппы (объемные и плоские, объемные тела – на тела вращения и многогранники, плоские фигуры – на четырехугольники и прочие фигуры). В изучаемый материал много включено логических задач различного типа, решая которые, дети учатся аргументировать свою точку зрения. В результате у детей формируются предпосылки теоретического (понятийного) мышления.

Сл.7Тогда возникает другой вопрос, возможно ли формировать творческие способности?

Возможно, если в программу включено много заданий на развитие воображения и творческих способностей. И это не случайно. Так как психологами (О.М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев) был доказан факт, что на развитие мышления влияет способность у ребенка к воображению. То есть, если у ребенка плохо развито продуктивное воображение, то и мышление будет развиваться плохо. Поэтому большое внимание в программе уделено формированию этой способности. Так уже в трехлетнем возрасте дети много выполняют упражнений на воображение. Например, играют в игры «На что похоже», «Выложи палочками или фигурами предмет», «Как можно поиграть предметом» и так далее. В старшем возрасте дети решают, например, ряд заданий такого типа: дорисуй картинку так, чтобы кошка не съела мышку. Где нужно проявить смекалку и вариативность мышления, так как следует придумать несколько вариантов решения проблемы.

Сл8Следующий вопрос можно сформулировать так, возможно ли обучаться не переутомляясь?

Возможно, если в программу включено много двигательной активности. Дети не только запоминают материал в форме физкультминуток, но и играют в игры, где нужно выкладывать карточки на полу или находить напарника с нужной карточкой, передвигаясь по комнате. Помимо этого, они не просто прослушивают изучаемый материал, а повторяют за взрослым смысловые жесты, например, топая, если «герой идет», поворачиваясь, если «герой оглядывается» и так далее. Дети помладше выполняют зарядку по схематичным карточкам, а постарше - «превращаются» в геометрические фигуры. Даже задачи по картинкам учатся составлять в движении. Такая двигательная активность в процессе обучения снимает лишнее напряжение, помогает легче концентрировать внимание ребенка на изучаемом материале, и способствует лучшему усвоению подаваемой информации. В результате сохраняется как психическое, так и физическое здоровье ребенка.

Сл9Возможно, ли полюбить математику?

Возможно, если приоритетным в программе является не просто знакомство детей с материалом и получение необходимых математических навыков, а проявление интереса ребенка к процессу обучения. Поэтому, каждое занятие сроится таким образом, чтобы для ребенка оно было необычным и интересным. Так дети выполняют много практической работы, проводя различные исследования, а также прослушивают разнообразные математические сказки и играют в дидактические игры. Целью всего этого процесса является вызвать интерес к изучаемому материалу, например, к исследованию свойств фигур, к процессу поиска решения задачи, к азартному стремлению найти и доказать свое решение.

Сл.10Давайте узнаем, возможен ли индивидуальный подход?

Существуют методические приемы, которые при коллективном обучении дают возможности более индивидуально подойти к каждому ребенку. Рассмотрим некоторые из них. Например, тем детям, которым пока сложно выражать свои мысли речью, есть возможность показывать их движением, так как в программе много двигательных упражнений, которые дети выполняют все одновременно. Или, другой пример, в процессе коллективных игр с карточками, дети сначала ищут решение среди многих возможных вариантов, так как задействованы в игре вся группа, постепенно, те, кто выполнил задание садятся на места. Поэтому все легче и легче становится сделать выбор решения, среди меньшего количества карточек. Наконец, остаются 2-3 пары детей, решение для них становится совсем простым. При этом не нарушен психологический комфорт, ведь играли все дети, и сильные и слабые одновременно в одну игру и выполнили ее условие. При этом заново играя в эту же игру, ребенок всегда имеет шанс перейти на более сложный уровень.

Ну, и очень важный вопрос, возможно ли предотвратить школьные проблемы?

Возможно, если в подготовительном к школе возрасте уделяется много внимания пропедевтической работе. Задача заключается в том, чтобы переход из детского учреждения в школу был наиболее комфортным для ребенка. Так дети знакомятся не только с числами до 20-ти, но и с числами до 100-а. Чтобы в школе ребенок уверенно открыл страницу учебника «пятнадцать», не перепутав ее со страницей «пятьдесят» или «пятьдесят один», ведь названия этих чисел очень похожи, так как начинаются на «пять...».

Дети отрабатывают навык счета «двойками», «тройками», «пятерками» и «десятками». Это умение поможет им в будущем легче освоить тему «умножение». На наглядной основе учатся складывать числа в пределах двадцати (с переходом через десяток), что способствует более быстрому усвоению аналогичной темы в школе.

Помимо этого, можно в тетрадях выполнять задания для дополнительных занятий, с помощью которых дети учатся работать с таблицами и схемами, тем самым тренируя необходимые учебные навыки, попутно развивая логику и внимание.

Сегодня мы проведем деловую игру «Обучаем детей элементарной математике». Прошу вас разделиться на две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки».

1.     Остановка: “Всезнай-ка”

Команды поочерёдно дают ответы (по одному), жетон получают команды за каждый правильный ответ.

- Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (5разделов количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)

-Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП: (Словесные, наглядные, игровые, практические).

-Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП:

(Демонстрация,  Инструкция, Пояснения, указания, разъяснения, Предметно-практические и умственные действия, Рассказ, Беседа, Вопросы к детям, Описание, Дидактические игры, Показ реальных предметов , Действия с числовыми карточками и цифрами, Упражнения, Контроль и оценка)

- Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВН, математические многоборья и т.д.)

- Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
           -
Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

- Каким наглядным материалом можно пользоваться на занятиях? (Раздаточным, демонстрационным и т.д.)

- Инновационными средствами ФЭМП являются:

А. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литература.

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М.Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

Остановка «Угадай-ка».

Команды отгадывают 

«Математические загадки».

Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры).

«Задачи – задумки»

- На заборе сидело шесть воробьёв. К одному подскочил кот, чтобы схватить его. Но воробей вспорхнул на дерево. Сколько воробьёв осталось на заборе?

-Саша и Таня идут из школы домой, навстречу им – три мальчика. Сколько всего детей идёт домой? Сколько из них мальчиков?

«Логические задачи»

-Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.

-Сколько надо взять квадратиков, чтобы обклеить кубик, наклеивая по 1 квадратику на каждую сторону (6 квадратиков)

-У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на 2 равные части. Сколько лент стало у Насти? (5 лент.)

А сейчас, предлагаю вам игру «Играю, двигаюсь, учусь».

(На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в образовательной организации.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.

Следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Одна из интересных задачек-фокусов для детей — задумай число:
Задумайте любое число, прибавьте к нему следующее за ним в ряду чисел. К результату прибавьте 9. Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное число.  Если Вы все сделали правильно, получилось 5. 
Остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства». Математический диктант можно делать из фигур либо рисовать.

- Нарисуй трапецию основанием вверх. На ней  поставь три ровных длинных прямоугольника.

 – Нарисуй широкий овал, сверху и с сбоку нарисуй на нём круг. ---Рядом с этим кругом – маленький треугольник. Правее к овалу криво приставь треугольник.

-нарисуй овал, а снизу дорисуй к нему маленький прямоугольник.

-Нарисуй длинный треугольник основанием вверх. На нём нарисуй кружок.

Остановка  «Отвечай-ка» Решение математических кроссвордов.

Первая команда – решение кроссворда по теме «геометрические фигуры».

1- Геометрическая фигура с 6 углами

2- Геометрические формы похожие на солнце

3- Раздел математики в школе, изучающий геометрические фигуры

4- Первая геометрическая фигура, с которой знакомят дошкольников

5- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрич. фигур с помощью построек

5- Геометрическая фигура и головной убор.

МНОГОУГОЛЬНИК ; КРУГ (ШАРООБРАЗНЫЕ); ГЕОМЕТРИЯ; КВАДРАТ;%      КОНСТРУИРОВАНИЕ; ЦИЛИНДР

Вторая команда – решение кроссворда по теме «Математические загадки»


Я – тире в грамматике,

А кто я в математике?

 

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

 

Не похож я на пятак

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик

 

Мы – веселые отметки

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их часто получает,

Никогда не заскучает.

 

Шея длинная такая,

Хвост крючком. И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет!

Не овал я и не круг

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня …

 

МИНУС

ЦИФРЫ

НОЛЬ

ПЯТЕРКА

ДВОЙКА

КВАДРАТ


«Решение кроссворда «Математические термины» Каждая из команд отгадывает поочерёдно по одному слову из кроссворда. За каждое отгаданное слово получает команда жетон.

http://50ds.ru/img/_3MO0Y4MAM.gif

Вопросы:

1.     Результат сложения (сумма);

2.     Игра с цифрами (пятнашки);

3.     То, что нас окружает (пространство);

4.     Геометрическая фигура (треугольник);

5.     Пространственный признак предмета (форма);

6.     Единица длины (сантиметр);

7.     Математический знак (равенство);

8.     Арифметическое действие (сложение);

9.     То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);

10. Графическое выражение числа (цифра).

Остановка « Фольклорная»

Игра «Фольклорная математика». Аукцион пословиц с математическим содержанием.

Командам предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)
•    Один ум хорошо, а два – лучше.
•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
•    Старый друг лучше новых двух.
•    Знать, как свои пять пальцев.
•    Семь бед – один ответ.
•    Семеро одного не ждут. И т.д.

Станция: “Развлекалоч-ка”. (Движения под музыку).

Станция: “Ромашково”  Участникам предлагается на листочке ромашки написать, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше), т.е. решение проблемы, обозначенной в начале игры.

Станция: “Конечная”

Деловая игра подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Слово жюри
Пятое испытание «Найдите пары пословиц»

Найдите пары пословиц каждой команды.

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

« Руби дерево по себе»

« Знания никому не втягость»

« Без корня и полынь не растёт»

« Родимая сторона- мать, чужая –мачеха»

« По сеньке и шапка»

Ответ (1-3, 2-6, 4-5).

Седьмое испытание. « Аукцион пословиц»

Аукцион пословиц, поговорок.

Ведущий: Члены команды называют пословицы, поговорки, сказки, литературные произведения, в которых присутствуют цифры. Выигрывает та команда, которая назвала больше произведений.

Ведущий: Молодцы!

На этом ваши испытания закончены, просим членов жюри подвести итоги. Какая команда дальше продолжит наше путешествие к островку «Хочу всё знать»?

Приглашаем вас отправиться в дальнейшее путешествие!


 

Скачано с www.znanio.ru

МБДОУ №56

МБДОУ №56

Решение по законам математики до школы»

Решение по законам математики до школы»

В результате у детей формируются предпосылки теоретического (понятийного) мышления

В результате у детей формируются предпосылки теоретического (понятийного) мышления

Поэтому все легче и легче становится сделать выбор решения, среди меньшего количества карточек

Поэтому все легче и легче становится сделать выбор решения, среди меньшего количества карточек

Инновационными средствами ФЭМП являются:

Инновационными средствами ФЭМП являются:

Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное число

Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное число

Решение кроссворда «Математические термины»

Решение кроссворда «Математические термины»

Без корня и полынь не растёт» «

Без корня и полынь не растёт» «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023