МКДОУ «ЦРР- д/с №5»дЕЛЬФИН» |
Консультация для педагогов |
Интегрирование физкультурных и речевых занятий |
|
Инструктор ФК: Панкова Анна Олеговна |
[Выберите дату] |
2017 |
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно - педагогической работы. Многие учёные, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим наша задача не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребёнка. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:
Упражнения для стимуляции деятельности речевых центров - система физических упражнений для коррекции речи. Данные упражнения являются составной частью всех обучающих занятий и включает в себя элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением. При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;
Релаксация- особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи;
Подвижные игры- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.
В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.
Приложение
У
медведя во бору
Игра для самых маленьких. Из всех участников
игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На
площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога
"медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со
словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова,
"медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток.
Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже
сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Горелки
Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина - женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.
Наседка
и коршун
Перед началом игры из всех ее участников
выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается
наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по
старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за
другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с
цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что
делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" -
"Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить".
– "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем
мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" -
"В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко
мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так
лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка
защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также
старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра
продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и
бег приговора наседки.
Мороз -
Красный нос
По краям игровой площадки очерчиваются границы
двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает
посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз
пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой,
замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из
игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом
случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения
Мороза.
Гуси
По краям игровой площадки располагаются два
«дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль
«волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в
пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются
переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится
«волком».
Яша
Эта игра - самая что ни на есть старинная (на
что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).
Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и
подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного
остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе,
припевая:
Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные...
После этого происходит диалог:
- Чего Яша хочет?
- Жениться хочу.
- Бери себе девку,
Которую хочешь.
Участники хоровода разбегаются врассыпную, а
«Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот
становится водящим.
Мышеловка
Все становятся в круг, взявшись за руки - это
мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их
вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши"
вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка
захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать
из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются
другие "мышки".
Курочки
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка:
«Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя?» — спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький».— «Нет, не видел».
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.
Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.