Развитие социально-комуникативных навыков дошкольников с помощью народных игр.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной программы детских» поставлена задача «улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине». Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры — это наше детство.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
В связи с поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей, возобновляются лучшие, забытые образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время дети перестали играть в народные игры. Подвижная игра – это спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Одним из средств эффективного решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются народные подвижные игры.
Для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать следующие игры «Мельница», «Мыши», «Овечки», «Садовник», «Горелки». Эти игры помогут закрепить тесное взаимодействие между детьми, сплотить их.
При решении задачи по развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками проводят игры: «Верба – вербочка», «Пирожок», «Девочка и медведь».
На основе данных игр дошкольники совершенствуют навык распознавания эмоций, понимания намерений, мотиваций и желаний друг друга, свои собственные, а так же формируется способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий закрепляют через игры «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Тарелка кружится». На основе данных игр дети формируют навык управления над своим поведение.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых реализуется через народные игры «Утена», «Дедушка Сысой». Игры позволяют закрепить умение быть неравнодушными к своим родным людям, понимать их и принимать роли ближнего окружения на себя.
А формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно совершенствовать через игры «Водяной», «Съедобное - несъедобное», «Родничок», «Солнышко», «Яблоко», «У медведя во бору», «Ягоды». Игры позволяют дошкольникам закрепить знания по безопасному поведению на природе (в лесу, около водоемов и т.д.)
Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому воздействие подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Заключение :
Анализируя показатели двигательной подготовленности детей можно говорить об их значительном увеличении. При этом в большей степени изменились результаты, характеризующие развитие координационных и скоростно-силовых способностей . Наблюдение за качеством выполнения игровых заданий показывает, что дети стали уверенно (не ища поддержки у педагога) и без ошибок выполнять игровые приемы, демонстрируя при этом элементы командного взаимодействия.
У детей дружеские отношения со сверстниками приобрели устойчивый характер, хотя в начале работы их общение отличалось кратковременностью, они часто проявляли равнодушие, пассивность и безучастность, а иногда конфликтность и открытый негативизм.
Таким образом, можно утверждать целесообразность включения подвижных игр с акцентом на развитие социальных компетенций дошкольников в содержание непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.
Участие детей в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня физического и нравственного развития, повышает потребность в самосовершенствовании.
Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Литература:
1. Аникин, В.П. Русский фольклор/ В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1986.
2. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / собрал и пересказал Г. Науменко. – М.: Детская литература, 1980.
3. Детские подвижные игры народов СССР: пособ. для воспитателей детского сада / сост. А. В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М., 1988.
4. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999.
6. Литвинова, М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста / М. А. Литвинова. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
7. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4. С. 6.
8. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: сборник фольклорных материалов / сост. Г.М. Науменко. - ЗАО Центрполиграф, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.