Доклад: «Использование инновационных технологий
в
работе ДОУ»
В рецензируемой статье
рассматриваются способы обучения и развития детей дошкольного возраста с
использованием инновационных технологий в педагогике в рамках работы дошкольных
образовательных учреждений.
Актуальность направленности, представленной к рецензированию статьи, не
вызывает сомнений, в виду того, что ФГОС подразумевает широкое использование
средств ИКТ в процессе обучения. Интерактивные задания как одно из средств
реализации ФГОС занимают важное место, так как являются коротким путём к
встраиванию в новую систему педагогических технологий. Именно система
интерактивных заданий является инструментом включения инновационных практик с
включением ИКТ.
Также в ФГОС
сформулированы определённые требования к техническому оснащению занятия,
которые должны способствовать развитию познавательных процессов обучающихся.
Интерактивные технологии в деятельности педагога позволяют использовать такие
методы и приёмы обучения, которые дают возможность развить у ребенка
познавательную активность на занятии и во внеурочной деятельности.
Авторы статьи утверждают, что для развития ребенка важно развивать игровую
деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных
возрастных характеристик, лежащего в основе современных Федеральных
государственных образовательных стандартов: единство теории и практики,
междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса.
Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка младшего возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.
Таким образом, данная
статья отражает цели, ценности, парадигму современного дошкольного образования
в соответствии с ФГОС. Представленные на рецензирование материалы, выстроены в
определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично
отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС.
Даная статья может быть рекомендована к печати и к применению в условиях работы
с детьми дошкольного возраста.
Инновация - это новый инструмент, метод, прием, технология, способ применения. Применительно к педагогическому процессу термин инновация используется в значении внесение чего-то нового в методы и формы обучения и воспитания. Появление инноваций в педагогике продиктовано существующими условиями развития общества и образования.
Педагогическая система
понимается как самостоятельная развивающаяся и управляемая целостность,
состоящая из ряда компонентов (цель, содержание, форма, методы реализации цели,
условия и степень результативности). ДОУ можно рассматривать как педагогическую
систему.
Педагогическая технология – это систематическое, последовательное осуществление
на практике ранее разработанного педагогического процесса. Педагогическая
технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Современные программы
обучения дошкольников обладают инновационно-технологическими характеристиками.
На основе анализа
педагогических технологий, проведенного Селевко, можно выделить следующие
инновационные технологии, которые используются в системе дошкольного
образования:
- игровые технологии;
- проблемное обучение в технологии;
- развивающие образовательные технологии;
- альтернативная технология;
- компьютерные технологии.
Игра как одна из технологий дошкольного воспитания и развития.
Игра, наряду с трудом и учебой, является одним из основных видов человеческой
деятельности, удивительным феноменом нашего существования. С древних времен
люди использовали игру как способ обучения и передачи опыта старших поколений
молодежи. Игра широко используется в народной педагогике, дошкольных и
внешкольных учреждениях. Ролевая игра осваивается к третьему году жизни,
ребенок знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и
внутреннюю стороны событий, определяет наличие экспериментов и начинает
приводить их в действие. В результате развития игровой деятельности дошкольника
формируется готовность к социально значимой и социально оцениваемой учебной
деятельности.
Технология развивающих
игр по Никитину - это программа, состоящая из набора развивающих игр, которые
исходят из общей идеи при всем своем разнообразии и имеют свои особенности.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок будет решать с
помощью кубиков, клиньев, квадратов, деталей из механического конструктора из
картона или пластика. Познавательные развивающие игры лежат в основе
строительных, трудовых и технических игр, которые напрямую связаны со здравым
смыслом.
Значение использования ИКТ в развитии детей дошкольного возраста. В последнее время под информационными технологиями понимают в основном компьютерные технологии. В частности, информационные технологии подразумевают использование компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
При работе с дошкольниками начинается использование современных компьютеров. В настоящее время это связано с необходимостью значительных изменений в системе дошкольного образования.
Успех этих изменений
обусловлен обновлением научно-методической и материальной базы дошкольного
учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий.
В условиях современного развития общества и производства невозможно представить
мир без материальных, энергетических и информационных ресурсов, не уступающих
трудовым. Современное информационное пространство требует навыков работы на
компьютере не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. Возможности
использования современного компьютера позволяют полноценно и успешно
осуществлять развитие способностей ребенка.
В отличие от традиционных
технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии
позволяют не только наполнить ребенка большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить
умственные и творческие способности, и что очень важно в раннем детстве -
способность самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера одновременно воспроизводить текст, графику, звук, речь и
видео, а также способность запоминать и обрабатывать данные с высокой скоростью
позволяет специалистам создавать новые виды деятельности для детей, кардинально
отличающиеся от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному образованию - оно является первой
ступенью непрерывного образования, и одна из его основных задач - заложить
потенциал для развития обогащенной личности ребенка. Поэтому необходимо
внедрять информационные технологии в систему дошкольного воспитания и обучения.
В частности,
использование новых необычных методов объяснения и выявления в игровой форме
повышает непроизвольное внимание детей, способствует развитию непроизвольного
внимания. Информационные технологии обеспечивают индивидуально-ориентированный
подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем материала,
предлагаемого к просмотру. Кроме того, дошкольникам приходится многократно
повторять один и тот же прикладной материал, поэтому большое значение имеет
разнообразие форм его подачи.
Список литературы:
1. Атаева Г.И., Акобирова Л. Роль информационных технологий в современном
образовании // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1165-1166.
2. Василенко А.В. Интерактивные технологии в ДОУ. - 20.08.2020.
3. Козлова С.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный
аспект // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы
и новые технологии: сборник статей. М: ООО «Русское слово». 2015. 11-16 с.
4. Максакова В.И. Педагогическая антропология Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. // «Академия», 2014. 74 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.