Доклад из педагогического опыта на тему: «Чудесные поделки из природного материала»
Оценка 4.9

Доклад из педагогического опыта на тему: «Чудесные поделки из природного материала»

Оценка 4.9
docx
04.04.2020
Доклад из педагогического опыта на тему: «Чудесные поделки из природного материала»
Доклад из педагогического опыта.docx

Доклад из педагогического опыта на тему:

«Чудесные поделки из природного материала»

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Ребенок бежит к маме с охапкой разных цветов, совершенных по своей форме, неповторимости строения. Удивитесь их сочетанию, восхититесь красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что, сорванные, они быстро теряют красоту, это ваше огорчение должен почувствовать и ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторженность от познанного и увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь ее для других.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками-желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха – гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.В лесу высоко-высоко видна вершина ели. А что под елкой? Ее шишки. Шишки? Да это же сова, а если соединить две шишки будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой, - видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой – узнаешь? Да это же ежик. Сколько разнообразных тайн откроет ребенок окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открыть их и даже их можно не обнаружить. Если мы, взрослые, не поможем ребенку. Нужно так воспитывать тонкую чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую. Здесь (в природном) уголке сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ели, поблескивают кожицей желуди, переливаются перламутром ракушки. Каждый природный материал, который лежит в коробочках в вашей природной мастерской, будит воспоминание ребенка или о летней прохладе леса, или о теплой волне, которая набежала на берег и принесла ракушку.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…В игрушке – материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

На прогулке дети часто находят красивые ветки, травинки, красивые камушки и ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью, желуди овальные, блестящие,  желтовато-коричневые, рогоз цилиндрический с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и ,если в начале, неточным движением рук он нередко повреждает игрушку, то в последствии в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние оказывает труд с природными материалами на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Большое влияние оказывает труд с природными материалами на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, затем после усвоения этого процесса, задания усложняются: воспитанникам показывается рисунок или фотографии игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей понимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагается вначале посмотреть, где надо делать отверстие для лап (они должны быть симметричны, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться  более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важна для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незатейливые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: её изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается их разрешить. Иногда ребенку не удается выполнить какую-нибудь работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочки или соединить части игрушек определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать  и пережить радость личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся с большим эмоциональным настроем.

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 


Доклад из педагогического опыта на тему: «Чудесные поделки из природного материала»

Доклад из педагогического опыта на тему: «Чудесные поделки из природного материала»

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской…

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской…

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей понимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей понимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020