ГОУ ЛНР «Стахановская средняя школа №18»
Доклад к городскому семинару педагогов-организаторов Тема: «РОЛЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ»
подготовила: педагог-организатор,
учитель ИЗО I категории
ГОУ ЛНР «Стахановская
средняя школа №18»
Ковтун Светлана Николаевна
2018-2019 уч.г.
Доклад к семинару педагогов-организаторов «РОЛЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ»
Подготовила педагог-организатор ГБОУ ЛНР ССОШ I-III ст.№18 Ковтун С.Н.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас в стенах нашей школ на семинаре педагогов-организаторов. Сегодня мы поделимся с вами опытом, как в нашей школе осуществляется работа по профессиональному самоопределению учащихся в условиях профилизации школы, и какова роль педагога-организатора в этом непростом и очень важном деле.
С 2002 года в нашей школе осуществляется углублённое изучение физики, математики, химии, биологии. Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы знания, полученные по профильным предметам, помогли учащимся сделать свой профессиональный выбор в будущем. И если проанализировать трудоустройство выпускников, то можно сказать, что 70% учащихся выбирают профессии, связанные с изучаемыми профильными предметами.
Виктор Гюго сказал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне».
Профориентационная деятельность является одним из направлений образовательного процесса в нашей школе. К числу личностных результатов на ступени общего основного образования относится формирование ответственного отношения к учению, содействие формированию у учащихся культа знаний, в том числе по профильным дисциплинам, оказание влияния на осознанный выбор и построение дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социально значимая по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Особую сложность в профессиональном самоопределении испытывают учащиеся выпускных классов в наше время, во время развития и становления молодой Луганской Народной Республики. Выбрав ту или иную профессию, выпускник должен в полной мере реализовать себя на благо своей Родины, получив в замен материальную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы оградить учащихся от ошибок, совершаемых при выборе дальнейшей профессии, необходимо в школе организовать работу так, чтобы каждый выпускник и родитель познакомились с кадровыми потребностями нашей Республики, оценили знания, умения, желания и возможности ребёнка, научились сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
Разумеется, важную роль в решении этих задач играет и деятельность педагога-организатора во взаимодействии с классными руководителями, учителями-предметниками, учителями профильных дисциплин, практическим психологом школы, родителями, представителями Фонда социального страхования на случай безработицы г. Стаханова, специалистами технических колледжей, лицеев, техникумов, высших учебных заведений, работниками городских библиотек средствами организации встреч, собраний, воспитательных мероприятий.
Основными функциями педагога-организатора в решении проблемы профессионального самоопределения учащихся могут быть:
1. Диагностическая функция. Педагог-организатор, вовлекая учащихся в мероприятия разной направленности и создавая благоприятные условия, «ситуацию успеха» при их подготовке, может параллельно изучить и реально оценить особенности личности ребёнка, направленность влияния условий жизни, социума, круга общения, семьи, вникнуть в мир его интересов и потребностей, познакомиться с профессиональными намерениями, изучить склонности в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, выявить положительные качества личности, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативные качества, затрудняющие их осуществление.
2. Организационная функция. Одним из ведущих направлений работы для педагога-организатора является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учётом специфики различных факторов социализации. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков социально-значимой деятельностью в силу различных причин оставшихся без должного педагогического воздействия. Таким механизмом может выступать укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в разных видах деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности.
Воспитательный процесс, реализуемы педагогом-организатором через мероприятия позволяет организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества; создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, «примерять» её на себя; использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства. В рамках организационной функции деятельность педагога-организатора предполагает организацию и проведение общешкольных мероприятий, помогающих профессиональному самоопределению учащихся. К сожалению, количество профессионально ориентированных мероприятий в школах значительно меньше по сравнению с общим количеством проводимых воспитательных мероприятий.
3. Информационно-просветительская функция. Предполагает организацию и проведение мероприятий справочно-информационной направленности, информирование школьников о ситуации на рынке труда. Более трети выпускников школ в настоящее время выбирают управленческую деятельность, вследствие чего возникает избыток экономистов, юристов, менеджеров на фоне острой нехватки медицинских работников, представителей рабочих профессий, стабильно востребованных в Луганской Народной Республике.
4. Мотивационная функция. Педагог-организатор в процессе своей деятельности помогает осуществлять работу по формированию мотивации к трудовой деятельности, оказывает влияние на формирование у подростков такой жизненной позиции при профессиональном самоопределении, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности.
5. Воспитательная функция. Педагог-организатор совместно с педагогическим коллективом, родителями, представителями Фонда социального страхования на случай безработицы г. Стаханова, специалистами технических колледжей, лицеев, техникумов, высших учебных заведений, работниками городских библиотек организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в детском и молодёжном формировании. В рамках воспитательной функции работа педагога-организатора по профессиональному самоопределению предполагает:
- воспитание уважения к труду и представителям любой профессии. В сознании учащихся необходимо поддерживать и укреплять социально значимые ценностные ориентиры и установки, развивать профессионально важные качества, трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность, творческий подход к труду, профессиональному долгу, гордость за выбираемую профессию, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере;
-воспитание интереса к рабочим профессиям, профессиям, востребованным на рынке труда в Луганской Народной Республике, профессиям, дающим возможность использования знаний и умений по профильным дисциплинам нашей школы. Данный аспект предполагает комплексное воздействие и целенаправленную работу по повышению степени известности профессии, её популярности, значимости в обществе. Часто непривлекательность профессии по тем или иным параметрам (однообразие, монотонность) может быть компенсирована высоким уровнем состояния других параметров (материальным и моральным стимулированием, созданием благоприятного психологического фона). Введение таких факторов и ознакомление с ними будет способствовать воспитанию у школьников интереса к рабочим специальностям.
Все вышеперечисленные функции педагог-организатор в нашей школе реализует средствами следующих мероприятий, формируемых культ знаний по общеобразовательным предметам, профильным дисциплинам, помогающим использовать знания, умения при выборе будущей профессии, информирующим о рынке труда в Луганской Народной Республике, в городе. Все мероприятия, включая профессиографические встречи, экскурсии распределены рациональным образом в течение всего учебного года. Особое внимание уделяется их проведению в рамках месячника «К вершинам наук мы идём» (октябрь):
- Интеллектуальный марафон «Эрудит»; (9-11 классы);
-«Математический марафон»;
КВЕСТЫ
-«Ступеньки к Царице Химии»;
-«В гости к чудеснице Физике»;
-«Биологический брейн-ринг».
а также месячника науки и техники (январь):
-научно-практическая конференция «Парад наук». На данном мероприятии учащиеся, начиная с младших классов, получают возможность побывать в роли исследователей в области наук химии, биологии, физики, математики и др. предметов.
О своём опыте участия в данном мероприятии с вами поделится лидер ДО ЮГ, отличник учёбы, трёхкратный победитель школьной конференции и участник Республиканской Малой Академии Наук, учащийся профильного химико-биологического класса 9А класса Шумаров Данил.
Здравствуйте, уважаемые гости, одноклассники, лидеры Детской Организации Юная Гвардия. Я хочу рассказать о мероприятии «Парад наук», активным участником которого я являюсь с 4-го класса.. Традиционно в рамках Дней науки и техники вот уже на протяжении 6 лет педагог-организатор Ковтун Светлана Николаевна создаёт благоприятные условия для того, чтобы мы, учащиеся 1-11 классов смогли побывать в роли юных исследователей и первооткрывателей. Королевы Физика, Математика, Химия, Биология господствуют на «Параде наук», приглашают всех желающих совершить путешествие в их царство, исполнить гимн во славу наукам, а также представить на рассмотрение компетентного жюри свои исследовательские работы. Данное мероприятие для меня сыграло важную роль. В четвёртом классе я представил работу «Кока-кола – вред или польза». Именно это послужило основанием для дальнейшего выбора профиля. Сейчас я учусь в химико-биологическом классе. Именно благодаря научно-практической конференции «Парад наук» я смог выйти на высший уровень и поучаствовать в этом году в Малой Академии наук в городе Луганске. В следующем учебном году я также планирую принять участие в Республиканском мероприятии. Выбор дальнейшей профессии буду связывать с химико-биологическим профилем.
- конкурсная программа «Вот мы какие», целью которой является представление классами своего профиля и ознакомление учащихся с миром профессий, в которых необходимы знания и умения по профильным дисциплинам;
Вашему вниманию фрагменты выступлений коллективов допрофильного физико-математического 8А класса и профильных химико-биологических 10А и 9А,Б классов.
-торжественное посвящение восьмиклассников в учащихся профильных физико-математического и химико-биологического классов;
-торжественная линейка «Золотой Олимп», целью которой является чествование победителей предметных олимпиад, а также формирование культа знаний;
- квест для выпускников начальной школы «Путешествие по Океану Знаний» (начальное ознакомление учащихся 4-х классов с профильными дисциплинами). Это мероприятие сегодня будет представлено вашему вниманию.
- традиционные ток-шоу с приглашением учащихся старших классов, специалистов разных сфер, родителей, на которых обговариваются различные темы, интересующие детей и родителей. Данное мероприятие также будет представлено вашему вниманию;
-работа «Школы лидера», где с активистами ДО ЮГ разрабатываются информационные буклеты, листовки, брошюры, раскрывающие вопросы профессионального самоопределения выпускников, проводятся тренинги, упражнения, игры, тестирования, помогающие определить качества личности. Получив определённые знания и умения, лидеры оказывают помощь практическому психологу, педагогу-организатору в проведении вышеперечисленных форм работы с выпускниками школы. Фрагмент подобного тренинга проведёт Заместитель Председателя ДО ЮГ Шавло Алина.
- Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.
- Рано или поздно общество требует от каждого из нас профессионального самоопределения. Сегодня среди нас присутствуют те, кто уже определился с таким выбором, а также и те, кому это ещё предстоит сделать.
- Один учёный, написавший книгу о выборе профессии. Много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получилась вот такая статистика: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, каждый второй признавался, что не совсем доволен. И если бы пришлось начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по другому пути.
- Для выбора будущей профессии немаловажными являются знания того, к какому типу личности относится человек.
- Может быть, немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами, который называется «Человечек».
-Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти.
- Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции в течение 30 секунд».
Обработка результатов теста
- Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов, и результат запишите в виде трехзначных чисел, где
- Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам
Типы личности
- Если формулы рисунков начинаются на 9,8, 7, 6, то вы относитесь к I типу – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности.
- Если формулы рисунков начинаются на цифру 5, то вы относитесь ко II типу – «ответственный исполнитель» и обладаете многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту.
- Если формулы рисунков начинаются на 4, то вы относитесь к III типу личности – «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
- Если формулы рисунков начинаются на 3, вы относитесь к IV типу – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
- Если формулы рисунков начинаются на 2, вы относитесь к V типу – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением.
- Если формулы рисунков начинаются на 1 и 0, товы - VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что педагог-организатор играет существенную роль в вопросах формирования культа знаний учащихся по профильным дисциплинам, в вопросах ознакомления выпускников с рынком труда Луганской Народной Республики. Педагог-организатор помогает подростку найти своё место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью. Это, своего рода, проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несёт в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.