Доклад «КТД как форма организации общественно полезной деятельности младших школьников»

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коллективная творческая деятельность – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.
Иконка файла материала 2.ктд как формаdoc.doc

КТД как форма организации общественно полезной деятельности младших школьников

В наше сложное время перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, быть способным принимать решения, достигать поставленной цели, проявлять лидерские качества.  В социально педагогической практике все большую актуальность приобретает применение активных форм обучения и воспитания, так как именно эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.

Современные дети младших классов способны проявлять активность, творчество, инициативу, однако на практике происходит так, что ребята пассивно выполняют поручения педагога, а ведь именно от формирования лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Таким образом, становится очевидным, что развитие лидерских качеств младших школьников возможно при выполнении совместной деятельности всеми членами школьного коллектива, а значит должно проходить в творческой коллективной деятельности.

Коллективная творческая деятельность – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

И.П. Иванову отмечал, что коллективная творческая деятельность – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога.

Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела и цели самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Чем интересней, целеустремленней, организованней жизнь в коллективе, тем эффективней воспитательный процесс. В ходе коллективно трудовой деятельности осуществляется социальное воспитание, происходит развитие всех сторон личности ребенка: познавательно - мировозренческой, эмоционально - волевой, действенной.

Коллективные творческие дела (КТД) отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Методика разработки и проведения КТД предполагает участие каждого члена коллектива в выборе, разработке, проведении и анализе мероприятий. Каждый может определить для себя соответствующую его возможностям роль. Каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Педагог, как заботливый и чуткий наставник, направляет, координирует деятельность, оказывает помощи и поддержку.

Основными организационными и методическими положениями КТД являются:

·                   сочетание индивидуального и коллективного творчества;

·                   коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

·                   ответственность каждого за результат общего дела;

·                   творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

·                   самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.

Рассмотрим структуру КТД на примере военно – патриотической акции «Есть такая профессия – Родину защищать»

·                   Предварительная работа коллектива (педагог составляет модель образ будущего КТД, осмысливает обстановку в детском коллективе, определяет место КТД в общей системе воспитательной работы, намечается план действия, проводит воспитательные беседы, экскурсии и т.д., готовит участников деятельности  к коллективному планированию.)

·                   Коллективное планирование (обсуждение мнений в микрогруппах, а также на общем собрании коллектива, в результате которого вырабатывается общее мнение, составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД.)

·                   Коллективная подготовка КТД (создается совет дела, в который входят представители от каждой микрогруппы, проект КТД уточняется сначала советом дела, затем  в  микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.)

·                   Проведение КТД (предваряется  в жизнь все,  что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта.)

·                   Подведение итогов  (происходит на общем сборе, перед которым можно провести письменный опрос – анкету. Необходимо отметить все положительное, обсудить отрицательные моменты, наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.)

·                   Последствия (на этом этапе непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов работы.)

Таким образом,  мы видим, что это не просто дело, а именно коллективное дело, так как планируется, готовится и совершается обучающимися и преподавателями в процессе совместной работы. Кроме того это творческое дело, потому что на каждом этапе его осуществления все дети во главе со взрослым ведут поиск идей, средств, способов для решения общей жизненно важной практической задачи. Такое дело не превращается в действие по шаблону, а всегда выявляет новые возможности, так как является личностно значимым для каждого ученика.

Действия на этапе подготовки КТД:

·                   ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

·                   разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

·                    формирование потребности в личностном росте.

При планирование КТД,  необходимо учитывать следующие особенности:

·                   высокая мотивация и активность каждого обучающегося;

·                   осуществление планирования на основе проектов и идей. Как отдельных участников, так и микрогрупп;

·                   признание ценности всех идей и предложений, а также стимулирование авторских идей, даже если их не приняли для реализации;

·                   признание авторского вклада каждого участника;

·                   возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

·                   учет своих способностей и возможностей  для реального осуществления дела;

·                   постепенное усложнение содержания.

Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:

·                   консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

·                    актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;

·                    отбор специальной литературы, информации для конструирования

содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;

·                   конструирование модели системы подготовки и организации КТД;

·                   определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

·                   осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

·                   определение условий для оптимальной реализации проекта;

·                   составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

·                   конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

·                    прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

·                    выработку четкой позиции на целевое управление.

Рассмотрим формы проведения КТД.

С.Д. Поляков утверждает, что конкретных форм проведения КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Их совсем немного, вряд ли больше десятка. Чаще всего встречаются «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», «ролевая игра».

Каждое мероприятие преследует определенные цели, исходя из которых,  выбирается подходящая форма КТД. Много из этих форм нами было опробовано.

·                   Бой – форма КТД, в которой несколько команд дают друг другу задания. (КВН, интеллектуальные игры).

·                   Защита – форма КТД в которой каждая команда «защищает» что-то (вид спорта, страну, профессию).

·                   Эстафета – форма КТД, в которой порядок выступления групп идет в определенной последовательности.

·                   Путешествие – форма КТД, в которой команды переходя от «станции» к «станции», получают на них задания от организаторов (военно – патриотическая игра «Зарница»).

·                   Ролевые игры – форма КТД, в которой акцент делается на театральном смысле игры. (Пресс – конференции, фестиваль детского творчества «Лицейская весна» и др.)