РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКРЫМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «ГРАТТАЖ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
с. Новокрымское 2023 |
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;
- содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Раздаточный материал: заготовки для работ с в технике «гратажж», шпажки, салфетки.
Наглядные пособия: презентация «Граттаж»
Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства. Изобразительное искусство включает в себя многообразие техник, материалов и способов их использования. Для работы с детьми дошкольного возраста педагоги часто применяют различные нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра детского воображения. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, самостоятельнее, непосредственнее. В процессе этой деятельности происходит стимулирование детской активности, инициативности в придумывании содержания изображения, а также создаёт предпосылки для полной свободы самовыражения ребёнка, совершенствуя его умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
Работы, выполненные ребенком в нетрадиционной технике, всегда очень привлекательны.
Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать, смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска. Другое название техники - воскография, дети называют «царапкой». Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.
Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.
Для работы нам понадобятся: картон или плотная бумага, восковые карандаши или восковая свеча, гуашь или тушь, жидкое мыло или шампунь, кисти или губки, салфетки, шпажки или стеки.
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги. Мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам, и покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка. Далее берём любой острый предмет: зубочистку или перо, стеку или шпажку, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
Удобна техника граттаж для использования в разных возрастных группах дошкольников, так как в результате минимально приложенных усилий получается эффектный рисунок. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Разница лишь в том, что малышам исходный материал необходимо приготовить заранее, а дети старшего дошкольного возраста могут сделать все самостоятельно.
Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.
Также можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж таит в себе огромный обучающий потенциал: она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь, тушь). Дети получают новые знания о материалах и их свойствах, а также совершенствуют свои навыки и умения пользоваться ими. Маленькие исследователи в процессе своей деятельности узнают, что воск под воздействием тепла становиться мягким, а свеча может сгибаться; восковые мелки ломаются, а тушь или гуашь растекается по восковому слою, но если чуть-чуть капнуть моющей жидкости, то все меняется.
В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.
Напоследок, хочу предложить, вам, самим попробовать «выцарапать» картинку на память о нашей встрече.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.