Доклад на МО классных руководителей
Оценка 4.6

Доклад на МО классных руководителей

Оценка 4.6
docx
08.06.2024
Доклад на МО классных руководителей
Доклад на МО кл руков.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовский район, Республика Дагестан

                                                 

                               Утверждаю

    Директор:_________/Черников А.Г./

ДОКЛАД

на МО классных руководителей

на тему:

«Система работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних»

 

Заседание МО №1 от 21.09.2022 г.

https://sun9-26.userapi.com/impg/QRuKHJlCGth91D0P_r5PvDlu3uIVWepekQbDNQ/2usrh3uKurE.jpg?size=1000x780&quality=96&sign=a977e33b92aa8ccabec80651555f7d06&type=album

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  Девришева Гюльнара Хибиевна,

учитель русского языка и литературы и

классный руководитель 5 «а» класса

2022 год

     Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

        «Профилактика» -  это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.

         Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на  обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

         Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

         В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

·         создать  условия, способствующие социальной адаптации обучающегося;

·         оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

·         сформировать  у обучающихся  позитивные  ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

·         оказать семье  обучающегося  квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

       Все эти задачи классный руководитель  реализует их с помощью методов и форм:

·          беседа;

·          наблюдение;

·          тестирование;

·          анкетирование;

·          анализ;

·          консультирование;

·          индивидуальная работа;

·         групповая работа;

·         диагностика.

         В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности обучающегося:

·         гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

·         демократические принципы и стиль общения между учителями и обучающимися;

·         разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

·         возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

         Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

·         профилактическая работа;  

·         организация досуговой деятельности; 

·         работа с родителями;        

·         правовой всеобуч; 

·         организация каникул;       

·         работа с трудными обучающимися.

         В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители  могут посещать семьи, составляют акты посещения.

         К основным формам профилактики правонарушений  для обучающихся относятся:

     1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.  Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного  руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими обучающимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой обучающихся к учебным занятиям: обучающиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у обучающихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке обучающихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 

        Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися выясняют у родителей причину отсутствия. Обучающийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для обучающегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
         Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

       К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

 Большую роль также имеют командные соревнования, разнообразные конкурсы, агитбригады в которых обучающиеся участвуют и как непосредственные участники и как болельщики, это все  способствует негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.  

 Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведения итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.

5. Правовое воспитание.

        Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия.  К такой работе необходимо  привлекать сотрудников правоохранительных  органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов  по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.

6. Работа с родителями.

        Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

·         установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

·         разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

·         формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

·         формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

       

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно - образовательной программы.  Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

        Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности обучающихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

        Работая в классе с обучающимися, имеющих нарушения в поведении, необходимо подбирать методы коррекции.

        Одним из методов воспитания общественного поведения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является:

1.Метод поручений.

       Предлагаемые обучающимся  поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям. Обучающимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции. Задача учителя состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям.

2.Метод поощрения и наказания.

      Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда учитель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения обучающегося (или коллектива).

      Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между учителями и обучающимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.

      Наказание — такое воздействие на личность отдельного обучающегося или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает обучающихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у обучающихся чувство стыда и вины.

       Строгая индивидуализация наказаний в школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного обсуждения:

·         устное замечание, выговор, сделанное наедине;

·         устное замечание, выговор, сделанное публично;

·         публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).

2. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей.

Например:  намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись, подвел — исправь, помоги и др.

      Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому учителю и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок.

3. Формирование умений, навыков, привычек дисциплинированного поведения и вежливого обращения с окружающими:

·           привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине);

·           привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам;

·           привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др.), но всеми ее посетителями;

·           умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений;

·           привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя и других старших товарищей;

·           умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок) и т.д.

Но почему же все  таки наблюдаются  отклонения в поведении обучающихся  и подростков?  Это может быть:

1.Уклонение от учебы вследствие:

·         неуспеваемости по большинству предметов;

·         отставания в интеллектуальном развитии;

·         ориентации на другие виды деятельности;

·         отсутствия познавательных интересов.

2.Низкая общественно-трудовая активность:

·         отказ от общественных поручений;

·         пренебрежительное отношение к делам класса;

·         демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

·         пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3.Негативные проявления:

·         употребление спиртных напитков;

·         употребление психотропных и токсических веществ;

·         тяга к азартным играм;

·         курение;

·         нездоровые сексуальные проявления.

4.Негативизм в оценке действительности.

5.Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

·         грубость;

·         драки;

·         пропуски занятий;

·         недисциплинированность на уроках;

·         избиение слабых, младших;

·         вымогательство;

·         жестокое отношение к животным;

·         воровство;

·         нарушение общественного порядка;

·         немотивированные поступки.

6.Отношение к воспитательным мероприятиям:

·         равнодушное;

·         скептическое;

·         негативное;

·         ожесточенное.

Что влияет на подростков, которые совершают на правонарушения?

1.Неблагоприятные условия семейного воспитания.

       Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2.Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

       Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3.Гиперопека.

      Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4.Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.

       В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5.Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

       Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

      Профилактическая работа с обучающимися – это процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Все классные руководители нашей школы стараются быть в курсе происходящего в  школе, классе.

      И мы все живем по пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Так что вся работа по профилактике правонарушений подростков построена на одном стремлении: вырастить людей со счастливой судьбой!


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм)

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм)

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер

Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска»

Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска»

Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; · формирование у родителей…

Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; · формирование у родителей…

Наказание — такое воздействие на личность отдельного обучающегося или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает…

Наказание — такое воздействие на личность отдельного обучающегося или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает…

Негативные проявления: · употребление спиртных напитков; · употребление психотропных и токсических веществ; · тяга к азартным играм; · курение; · нездоровые сексуальные проявления

Негативные проявления: · употребление спиртных напитков; · употребление психотропных и токсических веществ; · тяга к азартным играм; · курение; · нездоровые сексуальные проявления

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024