Внеклассное мероприятие в 5 "а" классе «Русский язык- путь к знаниям»
Оценка 5

Внеклассное мероприятие в 5 "а" классе «Русский язык- путь к знаниям»

Оценка 5
docx
22.05.2024
Внеклассное мероприятие в 5 "а" классе «Русский язык- путь к знаниям»
Русский язык-путь к знаниям.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема «Русский язык - путь к знаниям»

Цель: формировать познавательный интерес учащихся к русскому языку; развивать речь, память и мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: плакат с высказыванием о русском языке, выставка книг, шары, надпись на доске: «Здравствуй школа!». ТСО - компьютер.

Методы и приемы: беседа, рассказ, инсценировки, игровая ситуация.

                     Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника. Сегодня у нас день русского языка. Язык, на котором мы говорим, красив и богат, могуч и прекрасен. А наш с вами разговор - о важности русского языка.

- А как думаете вы, так ли важен русский язык? (Ответы учащихся.)

Учитель: Русский язык-это удивительная страна, в которой много неизвестного, загадочного и очень много интересногоПослушайте, что говорили о нем русские писатели:

( на доске)

 

Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой.

А. Н. Толстой 
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? 
Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.

М. Горький

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь

Ученица: Стихотворение « Много языков на свете разных…(Амина)

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

  •  

Ученица. Стихотворение «Родной язык».(Асият)

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

 

Учитель: Вот, что писала о русском языке известная балкарская поэтесса  Танзиля  Мустафаевна  Зумакулова

Ученица: Стихотворение: « Родной язык» ( Дарина)
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною порой.
Но,как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне,как небо,
Каждый миг.
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово»счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –я онемею.

Учитель. Многие из вас, ребята, воспринимают русский язык, как школьный предмет. Некоторым из вас, наверное,  он кажется скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Многие ребята в школе не любят уроки русского языка. Русский язык - это словари, правила, ошибки...

II. Сценка «Учеба Ашипкина».

Ашипкин . Кто меня звал? Я - Ашипкин! А вы кто?

Грамотей. Я знаток русского языка, а это мои друзья, ученики 5а-го класса .

Все мы пришли на праздник.

Ашипкин. Праздник! Это я люблю! На празднике бывают конфеты и подарки!

Грамотей. Да, да, конечно. Но сегодня необычный праздник. Сегодня торжество для умников и умниц. Так что сначала надо проявить себя.

Учитель. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

Ученица (рассказывает легенду).(Хадижат)

«Потомки сыновей Ноевых (Ной - библейский персонаж, который был спасен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сначала жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже им необходимо было разойтись в разные стороны, они, чтоб оставить о себе навсегда память, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигала неба.

В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу имя Вавилон, что значит «смешение». Это-то событие и называется «вавилонским столпотворением».

Так произошли разные народы, говорящие на разных языках».

(Из «Священной истории Ветхого Завета».)

Учитель. Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. Наш язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный.

Для любой самой сложной мысли, для любого самого тонкого чувства можно подобрать подходящие и выразительные слова.

Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик, велик и его язык». Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть строки...

Ученица:  Самира Курбанова) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ... Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Грамотей. А вот ты, Ашипкин, знаешь, почему русский язык называют богатым?

Ашипкин. Я не понимаю, как это русский язык может быть богатым? Вот человек может! А русский язык...

Грамотей. Ты глубоко ошибаешься, друг мой. Послушай, что об этом думают мои друзья.

Ученик. Русский язык называют богатым, потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво.

III. Игра «Многозначное слово “играет”».

Учитель. А чтобы убедиться в том, что русский язык очень богатый, поиграем в игру «Многозначное слово “играет”». Я буду читать стихотворение А. Шибаева «Кто играет?» и пропускать слово «играет». Вместо него я буду поднимать руку вверх, а вы хором произносите это слово.

И солнце играет

(Лучами на речке),

И кошка играет

 

(Клубком на крылечке),

И Женя играет

(Есть кукла у Жени),

И мама играет

(В театре на сцене),

И папа играет

(На медной трубе),

И дедушка

(С внуком играет в избе)...

А бабушка внуку

Пеленки стирает.

Бабушка в стирку,

Наверно, играет?

Учитель. Что же можно сказать о слове играет? (Ответы учащихся: это многозначное слово.)

Учитель. А чтобы еще лучше вы могли убедиться, что русский язык - путь к знаниям, давайте посмотрим сценку «На необитаемом острове».

IV. Сценка «На необитаемом острове».

Двоечники.

- Неужели мы на необитаемом острове?

- Можно ничего не делать!

- Не учить какие-то орфограммы правильного написания.

- Не склонять слова!

- Клево!

- Скучно только, что веселых перемен нет!

Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».

Вместе весело скакать в переменку (3 раза)

И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза).

А в столовой все ребята жуют здорово:

Раз - котлета,

Два - пюре,

И все прожевано.

Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,

Но совсем-совсем не хочется в школу нам.

- Ой, что-то есть захотелось...

- Да, сейчас хотя бы пирожок.

-Так, обед откладывается. Солнце припекает.

- Давайте построим шалаш!

- А ты умеешь?

- Может, лодку построим?

- Ты что, здесь физику надо знать.

-Ура! Придумала! Давайте напишем письмо!

- Точно, давайте писать.

Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:

«Мы, ученики 5а класа папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».

- По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после слова «нельзя».)

- Теперь точно спасут. (Раздается гром, все двоечники встают на колени, протягивая руки к небу).

- Господи, спаси нас!

- Помогите нам выбраться отсюда!

- Я буду хорошо учиться!

- Я выучу все падежи!

- А я - орфограмму правописания безударных гласных!

- Мы все будем делать правильно - только спаси!

Грамотей. Вот что бывает, если не учить русский язык! Предлагаем вашему вниманию еще одну сценку - «На уроке».

V. Сценка «На уроке».

Учитель. Расскажи, Петров, о сложном предложении.

Петров. Ну вот, значит, сложное предложение, это, значит, так сказать, предложение, которое, так сказать, значит, состоит из двух или нескольких, значит, простых, сливающихся, значит, в одно целое по смыслу и в произношении. Сложные предложения бывают, ну как это?

Ага, вспомнил, сложносочиненными и сложноподчиненными. Сложносочиненными называются, значит, предложения, которые, вот это, ну, состоят из самостоятельных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненные - это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых простые предложения соединяются, ну, как их, ну, подчинительными союзами.

Во время ответа учитель что-то посчитывал и оценивает ответ на «2».

Грамотей. Как вы думаете, почему Петров получил «2», ведь он ответил все как будто бы правильно?

Учитель. Петров получил «2» за культуру речи. Он из 80 слов употребил нужных 50 и «сорняков» - 30.

- Ашипкин, посмотри еще одну историю и мотай себе на ус.

 

6.Сценка «На уроке русского языка»(Дарина)

 

1. Сценка "На уроках русского языка"
Действующие лица: учитель и ученики класса

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.
Ученик: Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!
Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?
Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!
Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?
Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.
Учитель: А что касается тебя, Клевцов, то пусть завтра ко мне зайдёт твой дедушка!
Ученик Клевцов: Дедушка? Может быть, папа?
Учитель: Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки допускает его сын, когда пишет за тебя сочинение.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?
Ученик Синичкин: Никакого.
Учитель: Почему же ?
Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».
Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.
Учитель: Почему?
Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

 

 

VI1. Сценка «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В пятом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело...

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает ученику рецепт - учебник по грамматике русского языка.

Учитель. Послушайте стихотворение «Выучи русский язык!» узбекского поэта Сабира Абдулла в переводе В. Липко.

Ученик :Выучи русский язык!( Самира А.)

 

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

. Игра с буквами и словами.

Учитель. А сейчас - игра с буквами и словами.

Надо отгадать 9 слов, в которых нет никаких гласных, кроме «О».

1. Беспорядочный шум. (Гомон.)

2. Продукт, из которого изготовляют масло. (Молоко.)

3. Хищная птица. (Сокол.)

4. Столярный инструмент. (Долото.)

5. Лиственное дерево. (Тополь.)

6. Драгоценный металл. (Золото.)

7. Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок.)

8. Водоем. (Болото.)

9. Крупный населенный пункт. (Город.)

 

Учитель: Продолжим

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит.)

2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)

3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

4. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

5. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

6. Кто составил первую русскую грамматику? (М. В. Ломоносов в 1755 году.

 

7.Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть. (яблоко)

8.Он бывает насущный, бывает чужой. Дружит с солью. По-немецки «брод». (хлеб)

9.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. (игла)

10.Ее нужно съесть 16, 38 кг(пуд), чтобы чему-нибудь научиться. Давным – давно она была на вес золота.. Была только у богатых. (соль)

 

 

Учитель: Притча о языке

 

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

  Учитель: Сегодня мы с вами говорим о русском языке, красоте и силе русского слова. А нередко встречаются ситуации, когда люди не могут четко выразить свои мысли, сказать нужные слова.

Сценка «Загадочный сундук»

 

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем? Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему? Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

 Достаёт письмо, читает:

      «Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

         В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

        Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

        Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

        В памяти поройся – может быть, припомнится,

        Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: Ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

   Ой, ой , ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася:  Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки.

Достает яблоко, ест, а другое дает Маше. Вкусно?

Маша: Очень, спасибо тебе! А где мандарины и апельсины?

Вася: Тут одни яблоки, а в письме ,что написано?(читает).Яблоки, апельсины, мандарины. Черным по белому написано!

Маша: Да ведь ты же до конца не дочитал! Тут вот сказано.(читает).Апельсинов нет, ибо ты забыл сказать…(зрителям).Ребята, что он забыл сказать?

Зрители: Спасибо!

Вася: Спасибо! Спасибо, дедушка!( Заглядывает в сундучок) Гляди, и апельсины и мандарины появились! Вот так сундучок!

Маша: Он, как и люди, любит, чтобы с ними вежливо обращались. Понял?

Учитель:  Слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение уч – ся стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)(Замира)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно- то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Грамотей. Вот видишь, как ребятам помогает русский язык. Надеюсь, ты понял, как важен русский язык?

Ашипкин. Да, конечно! Ребята, большое вам спасибо за этот праздник. Я понял, что русский язык - путь ко всем знаниям. На русском языке можно общаться с людьми разных национальностей. Мне очень стыдно, что я даже в своей фамилии допускал ошибки, теперь я знаю, что надо писать не Ашипкин, а Ошибкин.

Учитель. Я рада, что наш друг все понял.

(А. Яшин.)

Учитель. Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударение в словах, говорите друг другу как можно больше добрых слов.

Ученик читает стихотворение «Добрые слова»(Замира)

 

Грамотей. Много раз наблюдая за людьми, мы отмечаем: один человек говорит, другой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим устно и письменно. И это происходит благодаря русскому языку.

Учитель. Наш праздник подошел к концу. Какой же вывод можно сделать из нашей беседы?

Ученики (хором).

Русский язык - путь к знаниям.

Выучи русский язык!

 


 

Внеклассное мероприятие в 5 "а" классе «Русский язык- путь к знаниям»

Внеклассное мероприятие в 5 "а" классе «Русский язык- путь к знаниям»

Тема «Русский язык - путь к знаниям»

Тема «Русский язык - путь к знаниям»

Да и только нашей, русской речью

Да и только нашей, русской речью

Многие ребята в школе не любят уроки русского языка

Многие ребята в школе не любят уроки русского языка

И солнце играет (Лучами на речке),

И солнце играет (Лучами на речке),

Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана

Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах

Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах

Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства

Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Ученик читает стихотворение «Добрые слова»(Замира)

Ученик читает стихотворение «Добрые слова»(Замира)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024