Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Оценка 5

Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Оценка 5
rtf
26.03.2022
Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
доклад1.rtf

Министерство образование и науки РД

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1

им. Сулеймана Стальского»

 

 


                 Доклад

на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

  

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель                                                                  русского языка и литературы                                                              Гаджиева Тукезбан Агамагомедовна

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»

          

    

На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.

В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на ОГЭ, ЕГЭ показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбли­вать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: го­ворить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа вы­разить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».

В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.

В чём смысл функциональной грамотности?

Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отноше­ния с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.

Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

- поиск информации;

- понимание прочитанного (смысловое чтение);

- работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении;

- применение информации для решения своих задач.

Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последую­щей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологиче­ские обороты и крылатые выражения. Обучать правильности и уместности употребления той или иной фразы в определен­ном контексте. Немаловажно знать учащимся историю языка, сформировать у них языковое мировоззрение, обучить навыку работы со словарем. Также актуальны упражнения, направлен­ные на моделирование реальных условий диалога с выбором нужных лексических средств. Работа в группах на развитие те­матических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках класс­ного урока полемик на определенную тему с возможностью от­стаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языко­вых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании.

В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни.

Рассмотрим некоторые аспекты повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Если проанализировать учебники русского языка, изданные в последние годы, можно обнаружить, что они соответствуют как новым стандартам, так и актуальным задачам современности: формированию функциональной грамотности. Заданий, упражнений чисто теоретического, репродуктивного характера значительно меньше, чем в прежних изданиях. Задания учебников помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации, они практико-ориентированны, направлены на развитие различных практических навыков.

Так, в учебниках Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой для 5-9 класса создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Анализируем текст

Как составить план текста

Как составить тезисы к тексту

Как написать конспект

Как готовиться к выступлению

Проводим лингвистические наблюдения

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах, что дополнительно развивает коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

В учебниках много заданий, направленных на самостоятельную работу, поиск ответа в Интернете, формирующих умение рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Подобрано множество упражнений творческого характера. Например, в упр.69 после знакомства с текстом ученического сочинения предлагается продолжить его по самостоятельно составленному плану. В упр. 66 дан отрывок из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором речь идёт об интеллигентности.  Авторы учебника предлагают найти в тексте слова, в которых заключена позиция автора, высказать своё мнение по этому вопросу. А затем написать эссе на одну из предложенных тем об интеллигентности. Это и другие подобные упражнения готовят учеников к ЕГЭ и в то же время развивают функциональную грамотность, те умения, которые нужны в жизни, а именно: в любом тексте определять позицию автора, оценивать её, высказывать своё мнение по данному вопросу.

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности детей учебники по русскому языку предлагают задания, развивающие не только креативное мышление, но и глобальные компетенции: обращение к региональным традициям, истории родного края или страны, исследовательской деятельности ученика, интернет-проектам. Так, в упр.142,193, 263 учебника Е.А.Быстровой для 6 класса задания направлены на знание народных промыслов, местной культуры, а упр. 92, 262 обращают учеников к дополнительной литературе, материалам Интернета.

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: упражнениями, текстами для чтения, материалами для диктантов. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с рисунками и репродукциями, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими «несплошными» текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

В учебниках русского языка данного автора также масса подобных «несплошных» текстов. Например, в упр. 260 (учебник 6 класса) дана схема линий Московского метрополитена, в которой ученикам предлагается найти станции, названные в честь знаменитых сынов России. В упр.183 (учебник 9 класса) репродукция картины К.А.Коровина «Ледовитый океан» включена в сам текст о талантливом художнике.

Таким образом, учебники последнего поколения помогают формировать навыки критического мышления, понимать любые, сплошные и «несплошные» тексты, извлекать нужную информацию, оценивать её; развивать коммуникативные и творческие навыки.

Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителями-словесниками.

Современные образовательные технологии:

 

1.     Технология проблемного обучения

2.     Технология критического мышления

3.     Технология проблемно-диалогического обучения

4.     ИК-технологии:

·        мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация)

·        интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор)

·        сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная)

·        полиграфические (электронные книги)

5.     Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские,

творческие, прикладные)

Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность.

Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках литературы нередко используется звукозапись. Например, в 8 классе по теме «Стихи и песни Великой Отечественной войны» не обойтись без прослушивания песен военных лет. Ученики сами могут исполнить ту или иную песню, рассказать о её истории. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений, например, таких. как Сергий Радонежский, Александр Невский. Составной частью урока по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» (9 класс) является просмотр фрагментов из фильма С.Бондарчука, сопоставление фильма и литературного произведения. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа.

Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, в рамках Дня родного языка мною была проведена школьная интеллектуальная игра по русскому языку «Грамотеи». Она была построена на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении.

 

Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.

 

 

 

Министерство образование и науки

Министерство образование и науки

На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос

На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять…

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять…

Ознакомить с разными формами выступления

Ознакомить с разными формами выступления

Так, в упр.142,193, 263 учебника

Так, в упр.142,193, 263 учебника

Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования

Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022