Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Оценка 5

Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Оценка 5
pdf
06.04.2022
Доклад на МО учителей русского языка и литературы на тему: «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
доклад Ж..pdf

Министерство образование и науки РД

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Белиджи» 

 

 

                 Доклад

на МО учителей русского языка и

литературы на тему: «Пути повышения

функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

   

 

 

 

 

 

 

 Подготовила: учитель                                                                  русского языка и литературы                                                              Лачинова Жанна Сефихановна

МБОУ «СОШ№2 п. Белиджи»

           

     

На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.

В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на ОГЭ, ЕГЭ показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбливать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: говорить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа выразить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».

В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития.

В чём смысл функциональной грамотности?

Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» пишет так:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.

Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

-   поиск информации;

-   понимание прочитанного (смысловое чтение);

-   работа с полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация) — речь идёт о критическом мышлении; - применение информации для решения своих задач.

Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последующей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологические обороты и крылатые выражения. Обучать правильности и уместности употребления той или иной фразы в определенном контексте. Немаловажно знать учащимся историю языка, сформировать у них языковое мировоззрение, обучить навыку работы со словарем. Также актуальны упражнения, направленные на моделирование реальных условий диалога с выбором нужных лексических средств. Работа в группах на развитие тематических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках классного урока полемик на определенную тему с возможностью отстаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языковых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании.

В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни.

Рассмотрим некоторые аспекты повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Если проанализировать учебники русского языка, изданные в последние годы, можно обнаружить, что они соответствуют как новым стандартам, так и актуальным задачам современности: формированию функциональной грамотности. Заданий, упражнений чисто теоретического, репродуктивного характера значительно меньше, чем в прежних изданиях. Задания учебников помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации, они практико-ориентированны, направлены на развитие различных практических навыков.

Так, в учебниках Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой для 5-9 класса создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Анализируем текст

Как составить план текста

Как составить тезисы к тексту

Как написать конспект

Как готовиться к выступлению

Проводим лингвистические наблюдения

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах, что дополнительно развивает коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

В учебниках много заданий, направленных на самостоятельную работу, поиск ответа в Интернете, формирующих умение рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Подобрано множество упражнений творческого характера. Например, в упр.69 после знакомства с текстом ученического сочинения предлагается продолжить его по самостоятельно составленному плану. В упр. 66 дан отрывок из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором речь идёт об интеллигентности.  Авторы учебника предлагают найти в тексте слова, в которых заключена позиция автора, высказать своё мнение по этому вопросу. А затем написать эссе на одну из предложенных тем об интеллигентности. Это и другие подобные упражнения готовят учеников к ЕГЭ и в то же время развивают функциональную грамотность, те умения, которые нужны в жизни, а именно: в любом тексте определять позицию автора, оценивать её, высказывать своё мнение по данному вопросу.

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности детей учебники по русскому языку предлагают задания, развивающие не только креативное мышление, но и глобальные компетенции: обращение к региональным традициям, истории родного края или страны, исследовательской деятельности ученика, интернет-проектам. Так, в упр.142,193, 263 учебника Е.А.Быстровой для 6 класса задания направлены на знание народных промыслов, местной культуры, а упр. 92, 262 обращают учеников к дополнительной литературе, материалам Интернета.

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: упражнениями, текстами для чтения, материалами для диктантов. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с рисунками и репродукциями, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими

«несплошными» текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

В учебниках русского языка данного автора также масса подобных «несплошных» текстов. Например, в упр. 260 (учебник 6 класса) дана схема линий Московского метрополитена, в которой ученикам предлагается найти станции, названные в честь знаменитых сынов России. В упр.183 (учебник 9 класса) репродукция картины К.А.Коровина «Ледовитый океан» включена в сам текст о талантливом художнике.

Таким образом, учебники последнего поколения помогают формировать навыки критического мышления, понимать любые, сплошные и «несплошные» тексты, извлекать нужную информацию, оценивать её; развивать коммуникативные и творческие навыки.

Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителямисловесниками.

Современные образовательные технологии:

  

1.            Технология проблемного обучения

2.            Технология критического мышления

3.            Технология проблемно-диалогического обучения

4.            ИК-технологии:

·        мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация)

·        интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор) ·        сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная)

·        полиграфические (электронные книги)

5.            Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские, творческие, прикладные)

Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность.

Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках литературы нередко используется звукозапись. Например, в 8 классе по теме

«Стихи и песни Великой Отечественной войны» не обойтись без прослушивания песен военных лет. Ученики сами могут исполнить ту или иную песню, рассказать о её истории. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений, например, таких. как Сергий Радонежский, Александр Невский. Составной частью урока по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» (9 класс) является просмотр фрагментов из фильма С.Бондарчука, сопоставление фильма и литературного произведения. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа.

Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, в рамках Дня родного языка мною была проведена школьная интеллектуальная игра по русскому языку «Грамотеи». Она была построена на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении.

  

Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.

  

  

 

Министерство образование и науки

Министерство образование и науки

Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания

Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять…

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять…

В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему

В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему

А затем написать эссе на одну из предложенных тем об интеллигентности

А затем написать эссе на одну из предложенных тем об интеллигентности

Технология проблемного обучения 2

Технология проблемного обучения 2

Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа

Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022