Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Доклад
на педсовет
«Развитие функциональной грамотности
в процессе проектной деятельности»
Подготовила и прочла : Гладких Любовь Витальевна ,
учитель музыки.
2022-23уч.год
с.Крестище
«Единственный путь, ведущий к знаниям и развитию - это деятельность».
Бернард Шоу
Актуальной проблемой современного общества является развитие такой личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы.
Согласитесь, что сегодня у школьников такой большой объём учебного материала, который не всегда усваивается учащимися на теоретическом уровне, а что уж говорить о практическом применении.
Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Эта образовательная технология актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.
В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно – коммуникационная технологии.
Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности.
«Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач.
Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы.
Проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарь методических терминов и понятий).
Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания.
Рассмотрим, как развивается функциональная грамотность в процессе проектной деятельности.
Без развитой информационной грамотности нельзя полноценно реализовать проект. Для реализации проекта нужна дополнительная информация. Дети учатся определять с помощью учителя и родителей возможные источники информации ( словари, справочники, энциклопедии, художественные произведения, как отдельно изданные, так и в сборниках, Интернет, знания и опыт взрослых, библиотеки и др.), находить в них нужную для проекта информацию, анализировать ее с точки зрения достоверности, точности, достаточности для решения задач проекта, отбирать, обрабатывать, создавая новую информацию, и обмениваться ею.
Так на уроках музыки в 5 классе учащиеся находили музыкальные произведения на патриотическую тему для проекта «О подвигах, о доблести , о славе…».
Объектом исследования стал образ защитника Отечества. Были найдены песни военных лет, почти не звучащие в настоящее время с экранов телевизоров и музыкальных программ радиовещания. Особое внимание уделили песням о Курской дуге. Нашли песню «Прохоровское поле» в исполнении разных певцов. Работая над информационным поиском, учащиеся преобразовывали собранный материал в свои выступления на презентации проекта.
Учащимися 7 класса было интересно собирать информацию для проекта «Классика на мобильных телефонах».
Целью проекта стало изучение применения классической музыки на мобильных телефонах в качестве рингтона.
В своём проекте учащиеся отметили, что высокие технологии прочно вошли в современную жизнь. У всех есть мобильные телефоны. Снабжены они функцией звонка, который человек может выбрать по желанию. Классическую музыку часто используют в качестве рингтона, не задумываясь о происхождении и смысле этой музыки. Учащиеся познакомились с творчеством многих известных композиторов – классиков. Опросили своих знакомых и сверстников, об их использовании для рингтона классической музыки. Оказалось, многие даже не подозревали об источнике для рингтона. Например, мелодия «Улетай на крыльях ветра» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» часто звучит как рингтон.
Проект «Музыкальная культура родного края» помог собрать необходимую информацию о композиторах, исполнителях и исполнительских коллективах, музыкальных центрах, традициях нашей малой родины. Работая над проектом , учащиеся посетили местные Дома культуры, познакомились с местной художественной самодеятельностью, узнали о творчестве местных поэтов, исполнителях народных песен, баянистах. Многие из учеников 7класса являются участниками художественной самодеятельности местных ДК.
Учащиеся 8 класса, знакомясь с жанром мюзикл, открывали для себя мир литературы, музыки и танца в современных постановках зарубежных и наших композиторов. Отыскивая материал для проекта, учащиеся делились информацией о сюжетах литературных произведений, взятых в основу либретто для рок-опер и мюзиклов. Многим пришлось посетить библиотеку и прочитать произведения, взятые в основу либретто рок-опер. На просторах Интернета найти информацию об исполнителях-певцах озвучивших главных героев мюзиклов. Выделить наиболее удачные постановки, особо отметив режиссёрскую работу.
Собранный материал был преобразован в презентацию проекта для защиты.
В процессе проектной деятельности ребятам для решения задач проекта неоднократно приходилось делиться на творческие группы. Учащиеся приобретали навыки коллективной работы, учились помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Участники проектов выполняли разные роли : ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнительно, роли могли меняться. Повышалась значимость каждого ученика в классе.
К концу работы над проектами учащиеся могли критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников.
В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.
Список литературы:
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
5. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
6. Интернет-ресурсы. https://www.google.com/url?q=https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html&sa=D&ust=1585053651536000
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.