Доклад на педсовет "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников" в рамках реализации темы самообразования
Оценка 4.6

Доклад на педсовет "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников" в рамках реализации темы самообразования

Оценка 4.6
docx
25.05.2021
Доклад на педсовет "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников" в рамках реализации темы самообразования
Доклад.docx

Доклад

«Формирование коммуникативных УУД  у младших школьников»

в рамках реализации темы самообразования

 

Подготовила

 учитель начальных классов Рыжик О.А.

 

Проблема, над которой я работаю: «Формирование коммуникативных УУД  у младших школьников в рамках реализации ГОС НОО»

В Концепции модернизации начального образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».

Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. Основным метапредметным результатом в современной школе является ИКТ-компетентность школьников.

 В учебный период  приложила много усилий  для повышения своего методического и профессионального мастерства, изучала различные педагогические технологии, проходила курсы повышения квалификации. Это дало не только расширение знаний по преподаваемым предметам, но и  переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической наук, улучшение  осведомленности в области политики, спорта, искусства, информационно-коммуникационных технологий.

В стандартах нового   поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способной к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Причина тому - повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение информационно – коммуникационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

В условиях современной жизни с её огромными проблемами и обилием негативной информации, современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе.

В связи с этим считаю: основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе - игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер - это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.

Итак, проблема, над которой я работаю несколько лет, определена.

Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема самообразования «Формирование коммуникативных УДД у младших школьников в рамках реализации ГОС НОО».

Таким образом, я обозначила основную цель моей работы: создание условий для учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

совершенствовать методики проведения уроков;

способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников;

         развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);

использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников

Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;

- уточняю, где и когда буду использовать ИКТ;

- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского многое изменились, но смысл этого выражения не стареет. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «не навреди!»

Наверное, многие согласятся, что некоторые дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использовать интерактивные плакаты. Проводя урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным», ребята вставляли пропущенные буквы, а затем сравнивали с образцом на слайде.

На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем задачи, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.

Для решения задач, особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому на уроках приходится много использовать иллюстраций, рисунков к задаче, и в этом мне помогают презентации, которые я делаю сама или беру у других учителей. Продуктивность таких уроков очень высокая.

Обучение чтению – сложный творческий процесс. Необходимо, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций.

Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении. На своих уроках использую тесты, кроссворды – все делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

Интенсивно использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования, развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, я ставлю перед собой цели:

продолжить работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (информационные технологии, методика критического мышления);

продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на школьном сайте);

способствовать развитию личности ребенка через участие в творческих конкурсах конкурсах, олимпиадах.

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке;  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это необходимость. Использование информационно - коммуникационных технологий обучения помогает существенно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на высокий уровень интерес детей к учебе.

Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, профессиональные конкурсы способствуют моему  развитию как учителя и профессионала, но, безусловно, главная роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Для  распространения собственного опыта создала в 2015г свой сайт от проекта «инфоурок», который постоянно пополняется новыми наработками. В 2020г присоединилась к пользователям сайта «урок.РФ», где помимо  размещения материалов можно участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства.

 

 

 

 


 

Доклад «Формирование коммуникативных

Доклад «Формирование коммуникативных

В связи с этим считаю: основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе - игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как…

В связи с этим считаю: основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе - игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как…

Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства

Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021