Управление образования администрации г.Шахтёрска
МДОУ «Шахтёрский ясли – сад №11»
Доклад на педсовет : «Применение интерактивных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
Подготовил :
Воспитатель Дерезюк И.М.
2019-2020 уч.г.
В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном возрасте способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружением, средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Смысл интерактивного обучения состоит в том, что процесс воспитания организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Более подробно остановлюсь на некоторых новых методах, которые я использовала в своей системе работы по развитию связной речи.
"Цепочка". Цель: учить подбирать слова по смыслу, пользоваться в речи определениями, конкретизировать свойства предметов. Материал: таблицы по сказкам, в которых представлен ход будущей сказки в рисунках или условных отметках; предметные картинки. Дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку для составления сказки по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Интерактивную технологию, как «Цепочка»(рекомендуется она со средней группы).
Рассказать сказку
Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.
Называть слова на последний звук слова. «Города»
Назвать пословицы о дружбе.
Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк
Игра "Угадайка"
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте.
Оборудование: мелкий природный материал(камушки, ракушки)
Ход игры: участникам задается загадка, ответ вслух не произносится. Дети по очереди, по одной букве, используя природный материал, выкладывают слово-отгадку.
Также, данную интерактивную технологию, можно применить при составлении загадок методом отрицания.
"Какой? - Что бывает таким же?"
Какой? |
Что бывает таким же? |
|
|
|
|
|
|
Так как мы изучали овощи составления загадки выбран объект - капуста. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какая капуста по цвету? – зеленая (прикрепляем карточку с зелёным цветом в первой строчке левой части таблицы).
- Какая капуста по вкусу? - Сладкая (прикрепляется рисунок с конфетой во вторую строчку левой части таблицы).
- Какая капуста по форме? - круглая (прикрепляется рисунок круга в третью строчку левой части таблицы).
Просила детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнили правые строчки таблицы:
Какая? |
Что бывает таким же? |
Зелёная |
Трава |
Сладкая |
Конфета |
Круглая |
Арбуз |
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю, поучаствовать в составлении загадок методом отрицания. Давайте вместе разберем, по какому принципу составляется загадка.
Мы будем составлять загадку про снег. Каждый из вас поочередно выбирает карточку с каким-либо изображением, которое по его мнению имеет общий признак с загаданным предметом или ассоциируется с ним. Далее составляем загадку, используя слова-помощники «НО НЕ». Загадку проговариваем «по цепочке», каждый следующий участник добавляет новый признак и озвучивает его.
Загадка про снег:
Липкий, но не клей;
Тает, но не сахар,
Мягкий, но не вата;
Летает, но не самолет;
Блестит, но не блестки.
"Снежный ком". Цель: учить распределять задания в пределах малой группы, высказывать своё мнение понятным, доступным другим детям языком, стимулировать развитие лидерских качеств. Материал: карточки-задания для малых групп. Дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о чёткой последовательность действий каждого члена группы. Например, строят дом, где заранее договариваются об очерёдности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребёнок.
"Микрофон". Цель: учить высказывать свою точку зрения, пользоваться алгоритмом составления доказательства, выслушивать мнения своих сверстников. Материал: имитация микрофона. Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребёнок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребёнку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.
Благодаря использованию этой технологии у воспитанников активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который задает вопросы о каком-либо событии.
После какого-либо интересного события, будь – то экскурсия или приезжий цирк, праздник, мы проводим игру «Журналист». Воспитанники с удовольствием играют роль журналиста и задают друг другу вопросы: Что особенно запомнилось? Что больше всего понравилось? О чем бы хотел рассказать? Какое настроение осталось после увиденного?
И в роли журналиста, я приглашаю педагога (педагог выполняет роль журналиста и проводит опрос коллег)
Игра "Времена года"
Цель: Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря.
Ход игры: Ведущий выбирает картинку на определенную тему (например весна), участники задавая наводящие вопросы угадывают, что изображено.Угадавший дает интервью по теме.
"Ассоциативный цветок". Цель: учить подбирать ассоциации к понятиям, уточнить обобщающие понятия. Материал: цветок, середина которого представляет какое-либо понятие, лепестки - пустые, карандаши. Дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется середина цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки». Каждая группа подбирает картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок. В результате дети учатся работать в малых группах, нацелены на достижение общего результата.
«Дерево решений». (рекомендуется в подготовительной к школе группе).
Цель: интеллектуальное развитие и формирование коммуникативных навыков.
Организация: воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек схем с предметными картинками по определенной теме на маете «Дерево знаний». Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, затем выбирают старшего группы, который доказывает правильность выполнения задания своей группой; дети из других групп оценивают правильность ответа.
Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи.
Особенности проведения: участвуют все дети группы, малые группы могут создаваться любым способом, предложенным детьми.
«Дерево знаний» Цель: учить принимать коллективные решения, продолжать учить высказывать свою точку зрения. Материал: схематическое изображение дерева. У этого метода есть несколько этапов:
1.Выбор проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
2.Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
3.Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку или птичку, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор. Используя этот метод, воспитатель учит детей подбирать различные пути решения проблемы
Игра "Волшебное дерево"
Цель: связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ориентировка в пространстве.
Мат-л: макет дерева, трава (контур детских ладошек), карточки по темам.
Ход игры: 1.Закрепление знаний о временах года - меняется цвет кроны, травы. Зимой вырастают сугробы.
2. Закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу.
2. Листочки –картинки по текущей теме составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют различные задания (например - назови перелетных, зимующих птиц.)
Метод многоканальной деятельности. Это метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Цель: продолжать учить составлять рассказ - описание. Материал: сюжетные картинки. При рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятие различными анализаторами. После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания: «прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей; почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»; мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное. Метод способствует развитию умения составлять монологические высказывания.
"Сказка наоборот ". Цель: развитие логического мышления, умения составлять новую сказку на основе уже знакомой. Детям предлагается поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому. Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеётся, баба смеётся, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась». Самые интересные сказки записываем в групповую "Книгу сказок".
Интерактивная технология «Рафт»
Следующая интерактивная технология называется «Рафт»
Аббревиатура РАФТ означает: роль, аудитория, форма и тема.
Эту технологию можно использовать на заключительных этапах какой - либо темы.
Для участия в данной технологии, я приглашаю коллег, кому достались карточки с изображением бабочки и ласточки.
Детям очень нравится перевоплощаться в животных, насекомых или предметы. Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представить, себя в роли какого-либо насекомого и рассказать о себе? Ребенок от лица насекомого рассказывает все, что узнал о нем. Для лучшего вживания в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители.
Следующая интерактивная игровая технология, с которой я вас познакомлю, называется «Карусель» (рекомендуется со старшей группы)
Данную технологию используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели, а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых участники игры задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: какого цвета, размера предмет, приносит пользу или нет, среду обитания или произрастания, съедобный предмет или несъедобный и т.д.
Под музыку двигаемся вокруг карусели, когда музыка перестает играть, останавливаемся, берем карточку-схему, рядом с которой остановились и по очереди и задаем друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, можно взять предмет в руки.
Таким образом, дети сами, без помощи воспитателя исследуют объект, учатся правильно задавать вопросы друг другу, отвечать на поставленные вопросы, а в конце делают вывод по поводу исследуемого объекта.
Воспитатель предлагает детям по желанию (или другим способом) объединиться в пары и встать в два круга: внутренний и внешний. Он предлагает диалог-задание. Дети из внутреннего круга остаются на месте, а из внешнего после мини-диалога делают шаг влево и оказывается в паре с новым собеседником. Каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, предложенную воспитателем или сверстником.
Ценность для ребенка: формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств.
Особенности проведения: сначала дети из внутреннего круга могут сидеть лицом к внешнему кругу, а дети из внешнего круга перемещаются по нему. Вначале лучше использовать диалоги этикетного характера: «Лучший комплимент», «Я делаю покупки», «Давай познакомимся», «Разговор в общественном месте». Более сложные диалоги-рассуждения требуют предварительной подготовки, детей необходимо настроить на диалог, предложив речевой образец.
Игра "В мире животных"
Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.
Оборудование: фишки -буквы, изображения животных.
Ход игры: Дети второго круга подходят к столу, ребёнок рассматривает изображения представителей животного мира. Называет его. Находит букву, на которую начинается название того или иного животного, выкладывает её на картине. Например,: верблюд – «В», хорёк – «Х», лось – «Л», тюлень – «Т», кабан – «К» и др.
Кроме вышеназванных интерактивных методов развития связной речи дошкольников в моей практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах:
Делить детей на подгруппы можно
- по половым признакам,
- по первой букве имени или фамилии,
- поцвету глаз, волос,
- по дням рождения и времени года, когда родился,
- с помощью геометрических фигур, предметных картинок животных диких и домашних, птиц зимующих и перелётных,
- по желанию,
обучающие игры (ролевые, игры-имитации, игры-соревнования, интеллектуальные разминки), работа с наглядными видео- и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.