Доклад на педсовет «Применение интерактивных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
Оценка 4.8

Доклад на педсовет «Применение интерактивных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

Оценка 4.8
docx
07.10.2022
Доклад на педсовет «Применение интерактивных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
Применение интерактивных.docx

Управление образования администрации г.Шахтёрска

МДОУ «Шахтёрский ясли – сад №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на педсовет : «Применение интерактивных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил :

                        Воспитатель Дерезюк И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч.г.

     В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

     Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном возрасте способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружением, средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Смысл интерактивного обучения состоит в том, что процесс воспитания организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

    Более подробно остановлюсь на некоторых новых методах, которые я использовала в своей системе работы по развитию связной речи.

"Цепочка". Цель: учить подбирать слова по смыслу, пользоваться в речи определениями, конкретизировать свойства предметов. Материал: таблицы по сказкам, в которых представлен ход будущей сказки в рисунках или условных отметках; предметные картинки. Дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку для составления сказки по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Интерактивную технологию, как «Цепочка»(рекомендуется она со средней группы).

 Рассказать сказку

Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

Называть слова на последний звук слова. «Города»

Назвать пословицы о дружбе.

Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк

Игра "Угадайка"

Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения к грамоте.

Оборудование: мелкий природный материал(камушки, ракушки)

Ход игры: участникам задается загадка, ответ вслух не произносится. Дети по очереди, по одной букве, используя природный материал, выкладывают слово-отгадку.

 

Также, данную интерактивную технологию, можно применить при составлении загадок методом отрицания.

"Какой? - Что бывает таким же?"

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Так как мы изучали овощи  составления загадки выбран объект - капуста. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какая  капуста  по цвету? – зеленая (прикрепляем карточку с зелёным цветом  в первой строчке левой части таблицы).

- Какая  капуста  по вкусу? - Сладкая (прикрепляется рисунок с конфетой во  вторую строчку левой части таблицы).

- Какая  капуста  по форме? - круглая (прикрепляется рисунок круга в  третью строчку левой части таблицы).

Просила  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнили  правые строчки таблицы:

Какая?

Что бывает таким же?

Зелёная

Трава

Сладкая

Конфета

Круглая

Арбуз

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю, поучаствовать в составлении загадок методом отрицания. Давайте вместе разберем, по какому принципу составляется загадка.

Мы будем составлять загадку про снег. Каждый из вас поочередно выбирает карточку с каким-либо изображением, которое по его мнению имеет общий признак с загаданным предметом или ассоциируется с ним. Далее составляем загадку, используя слова-помощники «НО НЕ». Загадку проговариваем «по цепочке», каждый следующий участник добавляет новый признак и озвучивает его.

Загадка про снег:

Липкий, но не клей;

Тает, но не сахар,

Мягкий, но не вата;

Летает, но не самолет;

Блестит, но не блестки.

"Снежный ком". Цель:  учить распределять задания в пределах малой группы, высказывать своё мнение понятным, доступным другим детям языком, стимулировать развитие лидерских качеств. Материал: карточки-задания для малых групп. Дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о чёткой последовательность действий каждого члена группы. Например, строят дом, где заранее договариваются об очерёдности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребёнок.

"Микрофон". Цель: учить высказывать свою точку зрения, пользоваться алгоритмом составления доказательства, выслушивать мнения своих сверстников. Материал: имитация микрофона. Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребёнок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребёнку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Благодаря использованию этой технологии у воспитанников активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который задает вопросы о каком-либо событии.

После какого-либо интересного события, будь – то экскурсия или приезжий цирк, праздник,  мы проводим игру «Журналист». Воспитанники с удовольствием играют роль журналиста и задают друг другу вопросы: Что особенно запомнилось? Что больше всего понравилось? О чем бы хотел рассказать? Какое настроение осталось после увиденного?

И в роли журналиста, я приглашаю педагога (педагог выполняет роль журналиста и проводит опрос коллег)

Игра "Времена года"

Цель: Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря.

Ход игры: Ведущий выбирает картинку на определенную тему (например весна), участники задавая наводящие вопросы угадывают, что изображено.Угадавший дает интервью  по теме.

"Ассоциативный цветок". Цель:  учить подбирать ассоциации к понятиям, уточнить обобщающие понятия. Материал: цветок, середина которого представляет какое-либо понятие, лепестки - пустые, карандаши. Дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется середина цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки». Каждая группа подбирает картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок. В результате дети учатся работать в малых группах, нацелены на достижение общего результата.

 «Дерево решений». (рекомендуется в подготовительной к школе группе).

Цель: интеллектуальное развитие и формирование коммуникативных навыков.

Организация: воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек схем с предметными картинками по определенной теме на маете «Дерево знаний». Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, затем выбирают старшего группы, который доказывает правильность выполнения задания своей группой; дети из других групп оценивают правильность ответа.

Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи.

Особенности проведения: участвуют все дети группы, малые группы могут создаваться любым способом, предложенным детьми.

 «Дерево знаний»  Цель: учить принимать коллективные решения, продолжать учить высказывать свою точку зрения. Материал: схематическое изображение дерева. У этого метода есть несколько этапов:

1.Выбор проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».  

2.Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).

3.Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку или птичку, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор. Используя этот метод, воспитатель учит детей подбирать различные пути решения проблемы

Игра "Волшебное дерево"

Цель: связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ориентировка в пространстве.

Мат-л: макет дерева, трава (контур детских ладошек), карточки по темам.

Ход игры: 1.Закрепление знаний о временах года - меняется цвет кроны, травы. Зимой вырастают сугробы.

2. Закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу.

2. Листочки –картинки по текущей теме составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют различные задания (например - назови перелетных, зимующих  птиц.)

Метод многоканальной деятельности. Это метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Цель: продолжать учить составлять рассказ - описание. Материал: сюжетные картинки. При рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятие различными анализаторами. После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания: «прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей; почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»; мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное. Метод способствует развитию умения составлять монологические высказывания.

"Сказка наоборот ". Цель: развитие логического мышления, умения составлять новую сказку на основе уже знакомой. Детям предлагается поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому. Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеётся, баба смеётся, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась». Самые интересные сказки записываем в групповую "Книгу сказок".

Интерактивная технология «Рафт»

Следующая интерактивная технология называется «Рафт»

Аббревиатура РАФТ означает: роль, аудитория, форма и тема.

Эту технологию можно использовать на заключительных этапах какой - либо темы.

Для участия в данной технологии, я приглашаю коллег, кому достались карточки с изображением бабочки и ласточки.

Детям очень нравится перевоплощаться в животных, насекомых или предметы. Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представить, себя в роли какого-либо насекомого и рассказать о себе? Ребенок от лица насекомого рассказывает все, что узнал о нем. Для лучшего вживания в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители.

Следующая интерактивная игровая технология, с которой я вас познакомлю, называется «Карусель» (рекомендуется со старшей группы)

Данную технологию используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели, а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых участники игры задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: какого цвета, размера предмет, приносит пользу или нет, среду обитания или произрастания, съедобный предмет или несъедобный и т.д.

Под музыку двигаемся вокруг карусели, когда музыка перестает играть, останавливаемся, берем карточку-схему, рядом с которой остановились и по очереди и задаем друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, можно взять предмет в руки.

Таким образом, дети сами, без помощи воспитателя исследуют объект, учатся правильно задавать вопросы друг другу, отвечать на поставленные вопросы, а в конце делают вывод по поводу исследуемого объекта.

Воспитатель предлагает детям по желанию (или другим способом) объединиться в пары и встать в два круга: внутренний и внешний. Он предлагает диалог-задание. Дети из внутреннего круга остаются на месте, а из внешнего после мини-диалога делают шаг влево и оказывается в паре с новым собеседником. Каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, предложенную воспитателем или сверстником.

Ценность для ребенка: формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств.

Особенности проведения: сначала дети из внутреннего круга могут сидеть лицом к внешнему кругу, а дети из внешнего круга перемещаются по нему. Вначале лучше использовать диалоги этикетного характера: «Лучший комплимент», «Я делаю покупки», «Давай познакомимся», «Разговор в общественном месте». Более сложные диалоги-рассуждения требуют предварительной подготовки, детей необходимо настроить на диалог, предложив речевой образец.

Игра "В мире животных"

Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.

Оборудование: фишки -буквы, изображения животных.

 Ход игры: Дети второго круга подходят к столу, ребёнок рассматривает изображения представителей животного мира. Называет его. Находит букву, на которую начинается название того или иного животного, выкладывает её на картине. Например,: верблюд – «В», хорёк – «Х», лось – «Л», тюлень – «Т», кабан – «К» и др.

 Кроме вышеназванных интерактивных методов развития связной речи дошкольников в моей практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах:

Делить детей на подгруппы  можно

- по половым признакам,

- по первой букве имени или фамилии,

- поцвету глаз, волос,

- по дням рождения  и времени года, когда родился,

- с помощью геометрических фигур, предметных картинок животных диких и домашних, птиц зимующих и перелётных,

- по желанию,

 обучающие игры (ролевые, игры-имитации, игры-соревнования, интеллектуальные разминки), работа с наглядными видео- и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций.

 


 

Управление образования администрации г

Управление образования администрации г

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей

Также, данную интерактивную технологию, можно применить при составлении загадок методом отрицания

Также, данную интерактивную технологию, можно применить при составлении загадок методом отрицания

Например, строят дом, где заранее договариваются об очерёдности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребёнок

Например, строят дом, где заранее договариваются об очерёдности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребёнок

Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи

Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи

Сказка наоборот ". Цель: развитие логического мышления, умения составлять новую сказку на основе уже знакомой

Сказка наоборот ". Цель: развитие логического мышления, умения составлять новую сказку на основе уже знакомой

Ценность для ребенка : формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств

Ценность для ребенка : формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022