Доклад на тему : “Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС”
Оценка 4.8

Доклад на тему : “Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС”

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Доклад на тему : “Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС”
000969bb-26a99a40.docx

МОУ “Дашковская средняя общеобразовательная школа”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков

Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС”

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:Рахимова Е.А.

 

 

 

 

 

Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС.

  

 

Сегодня я бы хотела затронуть очень важную тему для нашей школы и образования нашей страны в целом. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – диктуется временем. Несколько лет идёт перестройка всего школьного образования. Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на правильное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего и прогрессирующего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.                                     Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать и понимать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными,  метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам. Новая образовательная программа определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей. Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем. Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.

Теперь метапредметные компетенции – это не просто возможный и желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса. Основные виды УУД:  теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.; навыки обработки информации:   Анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию; критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.; творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми; -регулятивные умения:   задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;  качества мышления:  гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

 В настоящее время формирование УУД или метаумений становится центральной задачей любого обучения. В связи с этим учебные дисциплины рассматриваются уже не просто как предметы, а как метапредметы. Метапредметы – это учебные предметы нового типа или нового поколения, универсальные предметы. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное,  идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Несмотря на разные предметы, ученик проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам. На сегодняшний день разработаны такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы «Смысл», «Ситуация» находятся в разработке. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через: содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);  использование мультимедиаприложений; наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;  анализ английского языка на основе моделей-опор;  знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;   интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке. Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:

1. «Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний); 2. «Рисунок и схема» («Секреты английских гласных»);

 3. «Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»); 4.«Позиция и роль» («Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»); 5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»); 6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт», «Социальная защита населения»); 7. «Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Дом. Квартира.»); 8.     «Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения). Например на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание» можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд, может стать проектная деятельность, которая может решить следующие задачи:

1. овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;

2. выделение нужной информации, ее обобщение;

3. формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;

4. овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;

5. развитие способности к самоанализу и самооценке;

6. развитие творческих способностей;

7. повышение интереса к изучаемому языку.

В настоящее время мир учебно-методической литературы богат разнообразными УМК, которые предполагают создание проектов по завершении определённой темы. Работая по УМК Spotlight, мы с учениками  писали сочинения, делали доклады, готовили презентации, рисовали.

Обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической). Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д. Результатами такого интегрированного обучения является: 1. развитие мышления учащихся; 2. возможность широкого применения учащимися научного метода познания; 3. комплексный подход к учебным предметам; 4. повышение качества знаний учащихся; 5. развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Примеров таких уроков достаточно много. Вот лишь некоторые из них: «Мир вокруг нас. Цвета» (интеграция образовательных областей):

«Английский язык»,

«Художественное творчество»,

 «Музыка»,

 «Естествознание»

Интегрированный урок по математике и английскому языку (сначала дети учатся различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и учатся обследовать форму фигур, используя осязание и зрение, затем они изучают те же фигуры на английском языке с помощью рифмовок); «Взаимоотношения в семье» (интеграция образовательных сфер «Английский язык», «Обществознание», «Психология»). В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игры способствуют выполнению следующих методических задач: -        создание психологической готовности детей к речевому общению; -        обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Существуют следующие категории игр:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

На основе этой классификации можно создавать различные игры как в младших, так и в старших классах. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

 


 

МОУ “Дашковская средняя общеобразовательная школа”

МОУ “Дашковская средняя общеобразовательная школа”

Учитель:Рахимова Е.А.

Учитель:Рахимова Е.А.

Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам

Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам

Метапредметы – это учебные предметы нового типа или нового поколения , универсальные предметы

Метапредметы – это учебные предметы нового типа или нового поколения , универсальные предметы

Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний); 2

Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний); 2

В настоящее время мир учебно-методической литературы богат разнообразными

В настоящее время мир учебно-методической литературы богат разнообразными

Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность

Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021