МОУ “Дашковская средняя общеобразовательная школа”
Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков
“Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС”
Учитель:Рахимова Е.А.
Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку по ФГОС.
Сегодня я бы хотела затронуть очень важную тему для нашей школы и образования нашей страны в целом. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – диктуется временем. Несколько лет идёт перестройка всего школьного образования. Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на правильное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего и прогрессирующего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера. Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать и понимать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам. Новая образовательная программа определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей. Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем. Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
Теперь метапредметные компетенции – это не просто возможный и желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса. Основные виды УУД: теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.; навыки обработки информации: Анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию; критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.; творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми; -регулятивные умения: задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности; качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
В настоящее время формирование УУД или метаумений становится центральной задачей любого обучения. В связи с этим учебные дисциплины рассматриваются уже не просто как предметы, а как метапредметы. Метапредметы – это учебные предметы нового типа или нового поколения, универсальные предметы. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Несмотря на разные предметы, ученик проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам. На сегодняшний день разработаны такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы «Смысл», «Ситуация» находятся в разработке. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через: содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль); использование мультимедиаприложений; наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений; анализ английского языка на основе моделей-опор; знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке; интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке. Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:
1. «Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний); 2. «Рисунок и схема» («Секреты английских гласных»);
3. «Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»); 4.«Позиция и роль» («Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»); 5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»); 6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт», «Социальная защита населения»); 7. «Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Дом. Квартира.»); 8. «Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения). Например на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание» можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд, может стать проектная деятельность, которая может решить следующие задачи:
1. овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;
2. выделение нужной информации, ее обобщение;
3. формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
4. овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
5. развитие способности к самоанализу и самооценке;
6. развитие творческих способностей;
7. повышение интереса к изучаемому языку.
В настоящее время мир учебно-методической литературы богат разнообразными УМК, которые предполагают создание проектов по завершении определённой темы. Работая по УМК Spotlight, мы с учениками писали сочинения, делали доклады, готовили презентации, рисовали.
Обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической). Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д. Результатами такого интегрированного обучения является: 1. развитие мышления учащихся; 2. возможность широкого применения учащимися научного метода познания; 3. комплексный подход к учебным предметам; 4. повышение качества знаний учащихся; 5. развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Примеров таких уроков достаточно много. Вот лишь некоторые из них: «Мир вокруг нас. Цвета» (интеграция образовательных областей):
«Английский язык»,
«Художественное творчество»,
«Музыка»,
«Естествознание»
Интегрированный урок по математике и английскому языку (сначала дети учатся различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и учатся обследовать форму фигур, используя осязание и зрение, затем они изучают те же фигуры на английском языке с помощью рифмовок); «Взаимоотношения в семье» (интеграция образовательных сфер «Английский язык», «Обществознание», «Психология»). В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игры способствуют выполнению следующих методических задач: - создание психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Существуют следующие категории игр:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры.
На основе этой классификации можно создавать различные игры как в младших, так и в старших классах. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.