|
Автономная некоммерческая организация «Профессиональная образовательная организация медицинский колледж «Монада» г. Евпатория |
Доклад на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
Преподаватель Хорина Н.И.
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ___ от ____ __________2019г.
Председатель цикловой комиссии _________________ Е.С. Попиль
Евпатория 2021 г
В докладе рассмотрены особенности преподавания анатомии и физиологии человека студентам, обучающимся по направлению «Лечебное дело».
Преподавание анатомии и физиологии человека является приоритетным для дисциплин медико-биологического цикла и занимает значимое место в системе среднего специального образования.
Особую важность приобретает знание анатомии и физиологии студентами, обучающимися по направлению «Лечебное дело». Преподавание такой дисциплин как анатомия и физиология человека студентам предполагает учет специфических особенностей обучения. Будущие специалисты должны обучаться медико-биологическим дисциплинам с учетом профессиональных стандартов. Специфика профессиональной деятельности специалиста требует глубокого понимания морфофункциональных особенностей организма человека, поэтому усиление в образовательной программе их подготовки не должно идти в ущерб формированию анатомо-физиологических и здоровье сберегающих компетенций выпускников.
Дисциплина «Анатомия человека и физиология человека входит в основную образовательную программу (ОП) подготовки и составляет теоретико-методологическую основу для других модулей, которые студенты изучают в последующих семестрах.
Изучение этой дисциплины дает основу для понимания, изучения и обоснования сомато-физиологических изменений организма человека.
Недостаток знаний фельдшера, касающихся морфофункциональных особенностей органов и систем человека может привести к негативным последствиям для здоровья их подопечных.
Преподавание анатомии и физиологии человека для будущих фельдшеров по сравнению с таковым для студентов отделения «Сестринское дело» имеет свои особенности,
Отличия заключаются не только в меньшем количестве часов, выделяемых на практические, лекционные занятия и самостоятельную работу, но и в наглядном обеспечении.
Короткие сроки обучения, большие объемы информации и высокие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов заставляют совершенствовать образовательные технологии, разрабатывать и внедрять новые формы представление учебного материала.
Важность преподавания дисциплин медико-биологического цикла отражено в основной образовательной программе: дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Анатомию и физиологию человека студенты медицинских колледжей изучают на первом курсе. Наличие базовых и вариативных дисциплин позволяет обращаться к анатомо-физиологическим знаниям, умениям и навыкам чаще, что стимулирует запоминание материала студентами.
Знания будут эффективнее усваиваться в том случае, если они представляют для студентов практический интерес. Поэтому в ходе преподавания анатомии и физиологии акцентируется внимание на патологические морфофункциональные изменения органов и систем.
На практических занятиях студенты получают навыки определения и оценки основных сомато-физиологических параметров всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной и т.д.. Актуальным является также освоение студентами психофизиологических тестов, умение интерпретировать полученные результаты, что позволит в
дальнейшем выпускникам активно использовать полученные навыки в ходе самостоятельной деятельности.
Анатомия и физиология считается одним из самых сложных по уровню освоения курсов. В сложившейся ситуации на помощь преподавателю приходят инновационные технологии, которые можно с успехом использовать при изучении данной дисциплины. Усовершенствование и оптимизация существующих традиционных методик обучения и использование новых информационных технологий – это направление, которое позволит студентам усваивать строение или функционирование отдельной системы организма человека за одно академическое занятие и закреплять эти знания в ходе практических занятий.
Наряду с традиционными классическими методами изучения организма человека, такими как применение световой микроскопии, антропометрии, методов функциональной диагностики на занятиях используются интерактивные формы обучения.
При изучении анатомии и физиологии человека важной составляющей является обеспечение наглядности преподавания. Существует достаточное количество компьютерных технологий, позволяющих осуществлять интерактивное обучение. Это облегчает понимание сложных биологических процессов, а также делает более доступным усвоение больших объемов нового материала путем систематизации полученных знаний. Объяснение становится более наглядным. Для каждого лекционного занятия подготовлена мультимедийная презентация, в которую включены рисунки из современных атласов нормальной анатомии. В часть презентаций добавлены трехмерные компьютерные реконструкции органов и систем организма человека. Применение компьютерной анимации частично заменяет сложно
реализуемую потребность работы с биологическим материалом.
С помощью трехмерного моделирования человеческого тела студенты
могут легко ознакомиться не только со строением отдельных органов и тканей, но и с функционированием организма в целом. Общеизвестно, что лекции, подготовленные с применением компьютерных технологий, усваиваются студентами качественнее.
В настоящее время значимые методические приемы обучения связаны с внедрением интерактивных технологий обучения. Избежать проблемы нехватки нужной узкоспециализированной литературы можно используя электронные атласы. Они устанавливаются на планшет или ноутбук, которые есть практически у всех студентов.
Использование интерактивных энциклопедий и атласов «Анатомия и физиология человека» позволяет дополнить информативную базу в рамках изучаемого курса и расширить методические возможности преподавателя за счёт различных составляющих (видеороликов, анимации и т.д.). Демонстрация не должна подменять самостоятельное изучение и превращаться в микро лекцию. Поэтому демонстрация не должна занимать больше одной четверти или одной пятой времени, отведенного на практическое занятие.
Показ деталей продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Далеко не все практические занятия на готовых препаратах должны начинаться с демонстрации. Так, например, нет смысла демонстрировать такие кости, как плечевая, бедренная, лобная, затылочная и т.д. Эти кости с успехом изучаются самостоятельно даже по атласу. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных вопросов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это приносит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готового ответа у преподавателя.
Учебно-методические материалы по анатомии и физиологии человека разработаны с учетом вероятности отсутствия студентов на аудиторных занятиях (дистанционное обучение в период пандемии), в них подробно представлены рекомендации по изучению отдельных разделов и тем дисциплин. Даны пояснения по теоретическому материалу, вынесенному на самостоятельное изучение. Подробно описана структура выполнения и оформления лабораторных работ. Разработаны рекомендации по подготовке к экзамену.
Еще одним положительным аспектом в изучении предмета с использованием альтернативных методов являются компьютерные тесты по пройденному материалу. С их помощью студенты могут самостоятельно оценить свои знания и быстро получить результат без помощи преподавателя. В обучении также используется кейс-технология («case-study»), с применением ситуационных задач, которые способствуют усвоению знаний и формированию умений и навыков в результате активной самостоятельной деятельности студентов по решению проблемных вопросов.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека повышает эффективность восприятия студентами учебного материала.
Список литературы
1. Еланцев А.Б., Маутенбаев А.А. Особенности преподавания физио-
логических предметов студентам, обучающимся по специальности
«Физическая культура и спорт». Казахский Национальный Универ-
ситет имени Аль-Фараби. Алматы. Казахстан.
2. Методологические принципы и инновационные методы преподавания
дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик
Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Мат-
веев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021.
3. Опыт реализации ФГОС ВПО в преподавании анатомии / Жуков
А.В., Байбаков С.Е., Вологина Н.И., Чигрин С.В., Север И.С., Ва-
ньянц А.Б., Матвиенко О.Н. // Международный журнал экспери-
ментального образования. 2020. №4-1. С. 104–106..
4. Резник Н.А., Черношеина Л.А. Что мы видим в учебных книгах
и на обучающих CD-дисках, изучая анатомию и физиологию тела
человека? // Образовательные технологии и общество. Т.12. №3.
2019.
5. Интерактивные образовательные технологии в преподавании ана-
томии / Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ботвич Т.А., Момот Л.Н. //
Инновационные технологии в высшем медицинском образовании.
Проблемы. Анализ. Суждения. 2021.
6. Методологические принципы и инновационные методы преподавания
дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик
Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Мат-
веев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.