Доклад на тему: «Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»

Оценка 4.9
Лекции
docx
19.02.2024
Доклад на тему: «Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Доклад Саркисова -.docx

Доклад на тему: «Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние (технологии) отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики — воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, и т.п.) — отражают приоритет принципа «Не навреди!».

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья обучающихся, профилактику инфекционных и других заболеваний.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация и физическое развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка 7—16 лет такой средой является школа, где он проводит 70% времени своего бодрствования. К тому же этот возраст характеризуется бурным физическим развитием, формированием здоровья на всю последующую жизнь, становлением адаптационных механизмов для взаимодействия с окружающей, особенно социальной, средой, механизмов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Анализ факторов риска показывает, что проблемы здоровья учащихся возникают в результате ежедневной практической работы учителей. Среди этих факторов необходимо отметить наиболее значимые факторы риска.

  •  стрессовая педагогическая тактика;
  •  несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • несовершенство существующей системы физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Традиционная организация учебного процесса создает у обучающихся стрессовые перегрузки. Это нарушает психофизиологические процессы саморегуляции в организме ребенка и приводит к развитию психосоматических заболеваний. В результате существующая система школьного образования является «здоровьезатратной», так как большинство проблем здоровья учащихся создается в ходе ежедневной работы учителей и связано с их профессиональной деятельностью. Немалое значение имеет интенсификация образовательного процесса. Это — увеличение количества учебных часов, особенно в лицеях и гимназиях. Другой вариант интенсификации учебного процесса, когда при сокращении учебных часов сохраняются объемы материала, что неизбежно приводит к увеличению домашних заданий и переутомлению.

Переутомление создает предпосылки для психофизиологических сдвигов в организме учащихся. Возникает предрасположение к появлению острых и хронических заболеваний у детей в результате снижения иммунитета. Нарушения со стороны центральной нервной системы в виде различных невротических и астенических состояний приводят к расстройствам внимания, памяти и многих других когнитивных процессов, что негативно влияет на успеваемость.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющего научить учащихся взаимодействию в коллективе. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка, таких как ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой и искусством. В общеобразовательном процессе необходимо:

  • создание благоприятных условий обучения в школе, без стрессов, с адекватными методиками образования;
  • рационально организовать учебный процесс в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному образованию;
  • обеспечить адекватность учебной и физической нагрузок возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
  • обеспечить достаточный и рациональный двигательный режим в школе.

 

Учебно-воспитательный процесс как одна из форм здоровьесбережения.

Учебно-воспитательным процессом называется целостный процесс развития личности ребенка. Он включает в себя не только образование как передачу некоторых знаний от одного поколения к другому, но и как полноценное развитие нравственной стороны личности, выработку определенных правил и норм поведения.

Важно также отметить, что полноценное и целостное развитие ребенка невозможно, если он болен или страдает физическими недугами. Поэтому к числу функций учебно-воспитательного процесса необходимо отнести и здоровьесберегающую функцию. Выполнение этой функции должно включать в себя ряд мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Среди таких мер можно выделить следующие меры.

  • 1. Организация условий для нормального прохождения учебно-воспитательного процесса. Данная мера включает в себя наличие специализированных помещений для проведения учебных занятий, создание в них оптимальных условий (температурный режим, освещенность и др.), наличие удобной, соответственно росту и весу учащихся, классной мебели (не вызывающей нарушения осанки у учеников).
  • 2. Соблюдение в учебном учреждении необходимых санитарно-гигиенических норм и правил (регулярная влажная уборка всех помещений, профилактический осмотр всех сотрудников и др.).
  • 3. Организация правильного питания учащихся в период нахождения в учебном учреждении: наличие специальных заведений (столовых, кафе), постоянный контроль над качеством исходных и конечных продуктов для приготовления пищи, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • 4. Регулярное проведение специальных занятий, цель которых привить учащимся правила и нормы личной гигиены, основные правила безопасности жизнедеятельности, а также научить элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.

Воспитание здорового ученика должно стать составной частью общего воспитания учащихся. Следовательно, здоровьесберегающая функция учебного процесса ложится не только на плечи учителя, но и всего педагогического коллектива — от вахтера до директора.

Принципы здоровьесбережения

Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными на современном этапе. Социально-экономические изменения в обществе, кризисные явления повлекли за собой изменения мотиваций у детей в общеобразовательной деятельности, снижение их творческой активности, изменение социального поведения. Здоровьесберегающие технологии должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников и учителей и всех участников общеобразовательного процесса.

Для этого необходимы следующие условия:

  • непрерывность и преемственность каждый день и на каждом уроке;
  • субъект — субъектные отношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;
  • соответствие содержания и организации обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьника;
  • комплексный междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, врачей, психологов и родителей;
  • формула «успех порождает успех» — акцент делается только на хорошее достижение; в любом поступке сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
  • активность — включение школьника в любой интересный для него познавательный процесс, что снижает риск возникновения переутомления.

У каждого ученика необходимо попытаться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки с этой целью.Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
  • различные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит здоровье учащихся, способность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Критерии здоровьесбережеиия на уроке и их краткая характеристика представлены в таблице.

Таблица. Характеристика критериев здоровьесбережения и уровней гигиенической рациональности урока

Критерии

здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

По усмотрению учителя в зависимости от поставленных задач

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя; деловая игра; дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТС О

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности



Формы оздоровительной физкультуры. По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить на две группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения — это двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяются одинаковые законченные циклы. Среди таких упражнений ходьба, бег, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля.

Ациклические упражнения — двигательные акты, структура которых не имеет цикла и изменяется в процессе выполнения. Это гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные игры, единоборства.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата. Это приводит к укреплению мышечного аппарата, быстроте реакций, появлению гибкости и улучшению подвижности в суставах, укреплению нервно-мышечного аппарата. К видам физической культуры с преимущественным использованием циклических упражнений относятся гигиеническая и производственная гимнастика, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика и др.

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, восстанавливает координацию движений, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и водных процедур происходит активизация кожных и мышечных рецепторов, рецепторов вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, в результате чего улучшаются функции опорно-двигательного аппарата и работа внутренних органов.

Производственная гимнастика — один из видов оздоровительной физкультуры, использующийся в различных формах на производствах. Гимнастика в начале рабочего дня активизирует нервные двигательные центры и усиливает кровообращение в рабочих мышечных группах. Такая гимнастика особенно важна для сотрудников, длительное время сидящих на одном месте, и для людей, выполняющих мелкие механические операции.

Во время работы необходимо устраивать физкультурные паузы. Время их проведения приходится на периоды спада работоспособности сотрудников, производственная гимнастика должна опережать фазу снижения работоспособности.

С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается деятельность нервных центров, активизируются когнитивные возможности, что благотворно влияет на результаты производственного процесса.

Ритмическая гимнастика отличается от других видов гимнастики темпом движений и интенсивностью выполнения упражнений, которые задаются ритмом музыкального сопровождения. В данном виде гимнастики используются различные комплексы, оказывающие влияние на организм:

  • беговые и прыжковые упражнения, влияющие преимущественно на сердечно-сосудистую систему;
  • наклоны и приседания, развивающие опорно-двигательный аппарат;
  • методы релаксации и самовнушения, которые важны для нормализации деятельности центральной нервной системы;
  • упражнения в партере, развивающие силу мышц и подвижность в суставах;
  • беговые серии, тренирующие выносливость;
  • танцевальные упражнения, развивающие пластичность и т.д.

В зависимости от характера используемых движений различают атлетическую, танцевальную, психорегулирующую и смешанную ритмическую гимнастику. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наибольшее влияние на систему кровообращения, при этом все физические характеристики не превышают аэробной нормы, т.е. работа в партере носит преимущественно аэробный характер.

В серии упражнений, выполняемых в положении стоя (танцевальные движения, наклоны, различные приседания), учащается пульс, повышается артериальное давление и частота дыхания.

Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе пульс может достигать 180—200 ударов в минуту, а потребление кислорода увеличивается до 2—3 л.

В зависимости от подбора упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь как спортивную, так и оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня 180— 200 ударов в минуту может использоваться в спортивной тренировке молодых и здоровых людей (хоккей, футбол, штанга). В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения.

На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер. Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых здоровых мужчин — в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости.

Необходимо учесть, что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и напряжением в различных группах мышц. Во время такого напряжения в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнений, вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца, систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое резко падает. Эти изменения могут быть в значительной степени нейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями не более 50% от максимального веса и подъем отягощений в фазе вдоха), что автоматически исключает задержку дыхания при напряжении большого количества мышц.

Важно также помнить, что люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др.) в качестве дополнения, после тренировки на выносливость, в циклических упражнениях.

Гимнастика по системе йоги довольно популярна в нашей стране, однако ее влияние на организм изучено пока недостаточно. Йога включает в себя целый ряд физических упражнений, целью которых является совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. В гимнастике выделяются статические элементы (позы) дыхательных упражнений и элементы психокоррекции (аутотренинга).

Влияние на организм поз йоги зависит от двух факторов: сильного растяжения нервных стволов и раздражения мышечных рецепторов, и усиления кровотока в определенном органе (органах) в результате изменения положения тела.

При возбуждении рецепторов возникает мощный поток импульсов в центральную нервную систему, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и работу внутренних органов. Выполнение специальных дыхательных упражнений (контролируемое дыхание), связанных с задержкой дыхания, помимо нервно-рефлекторного влияния на организм, способствует увеличению жизненной емкости легких и повышает устойчивость организма к гипоксии.

Система йоги может использоваться в оздоровительной физической культуре. Например, успешно применяются такие упражнения, как брюшное и полное дыхание йогов, аутогенная тренировка, некоторые упражнения на гибкость («плуг» и др.). Однако гимнастика по системе йоги не может выступать в качестве достаточно эффективного самостоятельного оздоровительного средства, так как она не приводит к повышению аэробных возможностей и уровня физической работоспособности.

Описанные выше формы оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным нагрузкам относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/з мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20—30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания, такие как повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшение усвоения миокардом кислорода и др.

Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.

Оздоровительная ходьба — ускоренная ходьба при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч). Ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима. При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект и рост функциональных возможностей организма.

Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности человека, рекомендуется переходить на беговые тренировки.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Экспериментально установлена взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности человека в его организме нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов и развитию дегенеративных заболеваний со стороны костно-суставного аппарата (остеохондроз, остеоартрозы и др.) и центральной нервной системы (атеросклероз, астения, неврозы и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная доза двигательной активности.

В настоящее время в большинстве стран мира физическая активность человека на работе сократилась в 200 раз по сравнению с началом прошлого века. При этом энергозатраты современного человека, не занимающегося физической культурой, в три раза меньше пороговой величины, обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350—500 ккал в сутки (или 2000— 3000 ккал в неделю).

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.

Гипокинетическая болезнь (гипокинезия) — комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. Причиной гипокинезии являются нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма.

Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови но сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.

Различают общий и специальный эффекты от физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска.

  • 1. Общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Большое значение имеет при этом повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм и гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту — угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.
  • 2. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в более экономичной работе сердца в состоянии покоя и в повышении резервных его возможностей при мышечной работе.

Один из важнейших эффектов физической тренировки — снижение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.

Кроме выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки, чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. У тренированного организма наблюдается отчетливое снижение важных показателей — холестерина в крови, нормализации артериального давления и снижение массы тела, что минимизирует риск появления кардиологической патологии.

Важно подчеркнуть влияние занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, замедляющим старение, снижение умственных и физических способностей, адаптационных механизмов организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным нагрузкам, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. При старении происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате чего к 60—70 годам систолическое давление повышается на 100—140 мм рт. ст.

Все эти изменения в системе кровообращения, снижение эффективности сердечной деятельности влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.

С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких — уменьшение максимальной вентиляции легких. И хотя эти изменения не ограничивают аэробных возможностей организма, они приводят к уменьшению жизненного индекса, который может прогнозировать продолжительность жизни.

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, что способствует развитию атеросклероза.

Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: вследствие потери солей кальция возникает остеопороз, который может привести к поражению костей, вплоть до патологических переломов. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных систем организма. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Таким образом, оздоровительный эффект от занятий массовой физической культурой определяется следующими факторами:

  • повышением аэробных возможностей организма;
  • увеличением уровня общей выносливости и физической работоспособности;
  • профилактическим эффектом в целях снижения риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний является снижение веса тела и жировой массы; содержания холестерина в крови, нормализация артериального давления и частоты сердечных сокращений;
  • профилактикой инволюционных процессов в организме человека.

Опорно-двигательный аппарат особенно страдает при сочетании гиподинамии и старения. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствует развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. При этом отмечается повышение минерализации костной ткани, увеличивается содержание в ней кальция, что препятствует развитию остеопороза. При двигательных нагрузках увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза в суставах и позвоночнике.

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Доклад на тему: « Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»

Доклад на тему: « Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»

Традиционная организация учебного процесса создает у обучающихся стрессовые перегрузки

Традиционная организация учебного процесса создает у обучающихся стрессовые перегрузки

Учебно-воспитательный процесс как одна из форм здоровьесбережения

Учебно-воспитательный процесс как одна из форм здоровьесбережения

Для этого необходимы следующие условия : непрерывность и преемственность каждый день и на каждом уроке; субъект — субъектные отношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих…

Для этого необходимы следующие условия : непрерывность и преемственность каждый день и на каждом уроке; субъект — субъектные отношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих…

Количество видов преподавания

Количество видов преподавания

Ациклические упражнения — двигательные акты, структура которых не имеет цикла и изменяется в процессе выполнения

Ациклические упражнения — двигательные акты, структура которых не имеет цикла и изменяется в процессе выполнения

В зависимости от характера используемых движений различают атлетическую, танцевальную, психорегулирующую и смешанную ритмическую гимнастику

В зависимости от характера используемых движений различают атлетическую, танцевальную, психорегулирующую и смешанную ритмическую гимнастику

Важно также помнить, что люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины,…

Важно также помнить, что люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины,…

Оздоровительная ходьба — ускоренная ходьба при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч)

Оздоровительная ходьба — ускоренная ходьба при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч)

Причиной гипокинезии являются нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе)

Причиной гипокинезии являются нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе)

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов

Опорно-двигательный аппарат особенно страдает при сочетании гиподинамии и старения

Опорно-двигательный аппарат особенно страдает при сочетании гиподинамии и старения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024