Доклад
Особенности работы с учащимися с ОВЗ на уроках математики
Подготовила: учитель математики Деева Н.А.
2023-2024 учебный год
Особенности работы с учащимися с ОВЗ на уроках математики (из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках математики)
Несколько лет я работаю в классах, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.
Целью образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей, включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей.
Включение таких детей в образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя: работая в таких классах я разрабатываю поурочные планы для конкретного класса и для конкретного ребенка, адаптирую свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.
Одно из основных требований к уроку для класса, где учатся учащиеся с ОВЗ – это учет слабого внимания таких детей, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью.
При подготовке к уроку я тщательно отбираю и комбинирую методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности ребенка (чередую занятия и физкультурные паузы; предоставляю дополнительное время для завершения задания; предоставляю дополнительное время для сдачи домашнего задания; использую листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения).
Начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание; сложные интеллектуальные задания использую только в середине урока; чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); использую игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.
Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.
Ход урока:
– дети с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы. Использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Имеются карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Ребёнок самостоятельно выполняет задание пошагово по инструкции, проверяем вместе; указываю на допущенные ошибки и озвучиваю их. В это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме детям с ОВЗ.
Или:
– учащиеся класса работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, а с ребенком с ОВЗ я провожу работу по актуализации основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.
Затем изучается новый материал всеми учащимися, выполняются практические задания дифференцированного характера.
В карточках для детей с ОВЗ использую наглядность, проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание), затем ребенок проговаривает задание.
При использовании средств наглядности:
- учитываю роль наглядности в решении учебных задач; будут ли понятны данные пособия учащимися; чтобы они способствовали созданию у ученика конкретных представлений об изучаемом предмете, явлении или событии;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным;
- учитываю уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использую только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема.
В процессе обучения я придерживаюсь следующих правил:
- даю четкие указания; поэтапно разъясняю задания;
- учу последовательно выполнять задания и повторять инструкцию к выполнению задания;
- демонстрирую уже выполненное задание (например, решенное уравнение).
Методы и приёмы, которые я использую:
-словесный метод;
-наглядный метод;
-методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Оценивая ребёнка с ОВЗ:
1) отмечаю его хорошее поведение, его прогресс, акцентирую внимание на хороших отметках;
2) разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за переделанную работу).
Таким образом, работая в классах, где обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ, создать психологическую, нравственную атмосферу, в которой такой ребенок перестанет ощущать себя не таким как все, чтобы он мог реализовать свое право на образование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.