ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.
В условиях лавинообразного роста объема информации в процессе обучения учащиеся должны освоить навыки анализа и переработки информации для оптимального выбора решений, оперативного поиска, научиться обозначать наиболее важные признаки предметов, находить аналогии, осуществлять анализ, искать закономерности, обобщать, самостоятельно ставить и решать задачу, находить оптимальные методы решения. [8], [5] Следовательно, на первый план выступает проблема формирования у них логического мышления.
Особенно возрастает роль логического мышления в связи с изучением информатики, где сегодня строят математические модели решаемых задач, определяют последовательность действий в вычислениях, находят и убирают ошибки логики в алгоритмах.
Освоение главных законов логики приводит к формированию логических операций мышления личности, а понимание этих законов и навык использовать их в практической деятельности – более качественной образовательной подготовке, в том числе и информационной.
С точки зрения методики обучения информатики, урок должен быть направляющей формой учебы, выполняющей функцию ориентационной основы действий. По отношению к ведущей задачи, решающейся на данном этапе учебного процесса, выбирают подходящий метод или совокупность методов. Следовательно, преподаватель дает направление процессу обучения, определяя его мировоззренческую и научную основу, раскрывая логику учебной дисциплины, ее практическую значимость и, формируя интерес к профессиональной деятельности, усиливая тем самым эмоциональную и ценностную направленность учащегося.
Для
правильного развития мышления преподаватель учит подростков анализировать,
сравнивать, давать правильные
определения и различать явления и предметы, правильно ясно и четко выражать
мысли, воспитывает умение умозаключать, рассуждать, делать обобщения и выводы.
В связи с проблемой формирования творческо-логической личности обостряется необходимость внедрения и разработки в учебный процесс инновационных методов и подходов, нацеленных на развитие творческого и логического мышления. Существенную роль в формировании данных способностей личности играют логические задания. Под которыми понимаются упражнения, нерешаемые по готовым схемам, а прогнозирующие новое видение проблемы, где необходима догадка и которые позволяют демонстрировать индивидуальные склонности, опыт и способности человека.
Исходя из сказанного, логическим заданием можно считать учебное упражнение, предполагающее стимуляцию мыслительной активности, поиск теоретических знаний и нестандартных методов решения задачи, отражающих индивидуальные способности, склонности, личный опыт учащегося. Предлагаемые логические задания для учащихся должны соответствовать следующим требованиям:
Ø стимулировать положительную мотивацию для решения задания;
Ø учитывать насущный уровень учебной подготовки и развития, чтобы создавать объективные условия развития учащегося;
Ø содержать ситуации интеллектуального напряжения, ситуации-противоречия;
Ø отражать логику и систему содержания информатики [10].
При применении информационных технологий возникают принципиально иные вероятности для формирования логического мышления учащихся. Например, при рассмотрении компьютерных сетей уменьшается потребность в вербализации теоретических свойств за счет актуализации кроме понятийного мышления, образного теоретического мышления учащихся и вовлечения механизмов логического мышления. Характерной особенностью логического мышления становится то, что мышление в этом случае связано непосредственно с анализом действительности.
Значительное внимание необходимо обратить на возможности формирования логического мышления через компьютерное моделирование. При стандартной технологии обучения трансформации теоретического образа от педагога к учащемуся происходит преимущественно на речевом и мыслительном уровне и меньше на образном уровне. Это приводит к тому, что у учащихся возникают собственные наглядные представления об изучаемом объекте.
Выполнение упражнений с применением компьютерной техники осуществляется с привлечением параллельно логического и понятийного мышления. Поэтому достигается взаимодействие и взаимосвязь логических и понятийных элементов мышления в их взаимопереходах и взаимосвязи. Компьютерные графические технологии повышают общий уровень развития логического мышления учащихся.
Очень полезен для стимулирования самостоятельного логического мышления учащихся эвристический характер освоения нового материала, нацелевающий учащихся на самостоятельные выводы и обобщения.
Грамотному усвоению понятий, развитию логики способствуют задания на практическое использование усваиваемых терминов. Наконец, для развития логики мышления подростка необходимо систематически и повседневно учить его способам правильного логического мышления, обращать внимание на логические ошибки. Так, педагог сосредотачивает внимание подростков на логической несуразице в их ответах, учит их грамотно логически выражать свои мысли. Очень полезно научить подростков самостоятельно исправлять имеющиеся логические ошибки.
Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:
а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);
б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи) [3].
Таким образом, развитие логического мышления у учащихся в процессе изучения информатики будет происходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
Ø учет возрастных особенностей мышления у учащихся системы среднего профессионального образования;
Ø учет внутренних противоречий присущих информатике как учебной дисциплине;
Ø использование комплекса педагогических методов от репродуктивных до поисково-эвристических;
Ø применение логических заданий и компьютерного моделирования на уроках информатики;
Ø практическое применение усвоенных понятий.
Список литературы:
Анникова Л.В., Аббасов Д.И.Средства массовой информации как механизм формирования индивидуального сознания // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. С. 3-7.
Анникова Л.В., Колесникова Т.В.,Таранова Е.В., Тарасова С.И. Социокультурное содержание социального образования в контексте современных интеграционных процессов // Общество и экономика постсоветского пространства: междунар. сборник научных статей. Липецк, 2014. С. 104-108.
Анникова Л.В.Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. С. 14-17.
Анникова Л.В.Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: автореф. дисс… канд. соц. наук. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2011. – 22 с.
Анникова Л.В.Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: дисс… канд. соц. наук. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2011. – 203 с.
Колесникова Т.В., Кочерга Н.А. Проективные методики исследования сферы личности // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. С. 105-107.
Осыченко М. В., Скрипкин В. С. Интегративный подход в организации учебных занятий по физической культуре // НаукаПарк. 2014. № 1 (20). С. 41-44.
Скрипкин В. С., Осыченко М. В. К вопросу социальной значимости физической культуры для студенческой молодежи // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 55. № 4. С. 77-80.
Таранова Е.В., Тарасова С.И., Анникова Л.В., Колесникова Т.В.Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 15. № 1. С. 40-44.
Тарасова С.И., Таранова Е.В., Колесникова Т.В. Интеграция артпедагогики как средства творческой деятельности студентов в систему высшего профессионального образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-1. С. 83-85.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ» author=»Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.