Доклад на тему «Проблемы образования в российских школах»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Проблемы образования в российских школах»

Оценка 4.8
docx
25.04.2020
Доклад на тему «Проблемы образования в российских школах»
ДОКЛАД ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.docx

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

 

«Проблемы образования в российских школах»

Качественное ли образование получают наши дети? Этот вопрос встал очень остро именно в последнее время.

Мы учителя, всегда говорим своим ученикам, да и своим детям дома: «Учитесь хорошо. Будете хорошо учиться - будете много знать. Это поможет вам получить хорошее образование и найти хорошую работу в будущем». Но так ли это?

Но мой взгляд, система образования в настоящее время имеет множество проблем.

Процесс формирования и воспитания общества нелегкий и требует много сил и затрат. На каждом этапе возникают сложности, которые необходимо преодолеть.

Во-первых, в образование пытаются внедрить новые стандарты, понятия, методы, технологии. В основном они заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности.

Символично, что сегодня в повестке нашей работы важнейший вопрос — состояние и перспективы развития системы образования.

Не будет преувеличением утверждение о том, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения любой страны. От доступности и качества образования зависят перспективы успешного развития государства, рост благосостояния и успехи личной карьеры каждого человека.

Во-вторых, остро стоит проблема получения хорошего образования. Еще в школе детей делят на учеников обычных школ, гимназий и лицеев. С лицеистами больше занимаются физикой, иностранными языками, математикой и другими предметами в зависимости от профиля. Общеобразовательные школы получают меньше финансирования и им сложнее дать достойное качественное образование, которое требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться и получить достойное образование, потому что у него недостаточно для этого денег. И даже если отлично окончить школу, успешно сдать ЕГЭ, это еще не значит, что дети смогут поступить и обучаться в Вузе. Это связано с тем, что затраты на обучение и проживание студентов несоизмеримы с доходами семьи. Выпускники школ сталкиваются с тем, что за высшее образование надо платить. Государство учит бесплатно только самых умных выпускников, инвалидов и сирот. Чем престижнее вуз, тем труднее в него поступить на «бюджет». И тем дороже в нем стоимость обучения. Если выпускник еще и приехал из другого города или села, ему придется решать проблемы с жильем. Примеров много, когда одаренные дети поступили на «бюджет» в престижные университеты нашей страны. Но им не дали общежития. И все они возвращаются домой, так как снимать квартиру в Москве или другом городе их родителям не по карману.

В-третьих, сложная программа обучения - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходится достаточно сложно запомнить, усвоить учебный материал. Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать). Еще одно проблема связана с тем, что появилось большое количество учебных программ и разнообразных линий учебников по одному и тому же предмету. Это ведет к отсутствию единых требований к оценке системы знаний.

В-четвертых, современные школы, не дают нужного объема знаний, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества, которые не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую. И это не значит, что в наших школах не дают нужных знаний, просто те требования, которые предъявляет наше государство (в лице Министерства образования) и те возможности, которыми располагает школа, не соответствуют друг другу. Простой пример, раньше в советские времена, на изучение предмета физики отводилось 4 часа в неделю, сейчас 2 часа, при больших требованиях. А физика необходимо при поступлении во все технические Вузы нашей страны.

В-пятых, образование мало получить, его необходимо применить. Получаешь диплом, а работы нет. Или приходишь на работу, а тебе говорят: «Вот это умеешь делать? В этом разбираешься? Нет? Чему вас только учили?!». Или еще лучше: «Без стража не берем, без опыта не нужен».

Раньше, если человек получал образование, он был уверен в своем будущем, а теперь этого нет. Успех в жизни стал больше зависеть от денег и связей, чем от образования. Честно говоря, меня это пугает.

Образование делает человека умнее и дает профессию, хотя и не гарантирует «светлое будущее». В современном мире мало просто учиться по учебникам, надо самому проявлять инициативу в жизни, познавать новое и преодолевать препятствия.

Проблем в образовании много, но они все, на мой взгляд, решаемы.

Очень хотелось бы видеть во главе нашей системы образования человека опытного, компетентного, знающего все проблемы обычной школы изнутри, человека, который прошел сам этот нелегкий путь от простого учителя до директора школы и далее до министерства образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы чтения в современной школе

 

Содержание

страницы

 

 

I.                      Введение………………………………………………………...3

 

II.                    Основная часть

 

1.                     Изучение литературных источников, материалов Интернет-ресурсов………………………………………………………………....5

2.                     Изучение проблемы детского чтения в современном обществе...................................................................................................5

3.                     Проведение анкетирования среди школьников ………………..……………….................................................................6

4.                     Проведение опроса  библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника…………………………………………………………........6

 

III.                Заключение……………………………………………..............8

IV.               Рекомендации…………………………………………………..9

V.                  Список литературы……………………………………………10

VI.               Приложения…………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, 

а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший». Герман Гессе

   Глубокий глобальный кризис, поразивший все важнейшие сферы духовной жизни человека - культуру, искусство, образование,- носит затянувшийся характер и сказывается на переориентации потребностей человека, которые все чаще носят материальный характер и искаженно влияют на формирование личности. Ученые, педагоги, писатели, социологи бьют тревогу, считая, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данной ситуации немаловажна роль и самообразования, которое должно занимать существенное место в становлении личности и ее духовного аспекта. Каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любая личность, любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому проблема, которая стоит за его духовным обнищанием, также является глобальной.                                                                                                                                           Одним из главных путей воспитания культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засильем Интернета, телевидения и некачественной падает в наши дни в связи с засильем Интернета, телевидения и некачественной литературы.   Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Тема. Чтение в жизни школьника.

Актуальность темы заключается в том, что школьников мало интересует чтение. Они предпочитают проводить свое свободное время за вещами более интересными, по их мнению. Школьники должны как можно больше читать, т. к. именно книги развивают их интеллектуально и нравственно.

Проблема. Чтение школьников в современном обществе.

Гипотеза. Если мы разберёмся в роли чтения в жизни школьника, то сможем через рекомендации способствовать нравственному и интеллектуальному их развитию.

Цель. Изучение влияния чтения на развитие школьников.

Задачи:

1.       Изучение литературных источников, материалов Интернет-ресурсов.

2.       Изучение проблемы детского чтения в современном обществе.

3.       Проведение анкетирования среди школьников.

4.       Проведение опроса библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника.

5.       Сделать вывод.

6.       Разработать рекомендации по повышению роли чтения в жизни школьника.

Объект  исследования: влияние чтения на развитие школьников.

Предмет исследования: читательские предпочтения школьников.

Методы исследования:

- Опрос

- Работа с литературой

- Анализ

- Синтез

Ожидаемые результаты:

- Определим воздействия чтения на развитие школьника.

- Разработаем рекомендации.

 

 

Основная часть

Этапы исследования

 

I этап. Изучение литературных источников, материалов Интернет-ресурсов.

[1] http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,397.0.html

На данном сайте рассказывают о проблеме чтения, а также об ее истории.

[2] http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/chitatelskie-interesy-shkolnikov-i-problema-formirovaniya-kultury-chteniya

На данном сайте рассказывают о положительном влияние чтения на развитие детей.

[3] http://administration.astrgorod.ru/chtenie-detey-i-podrostkov-problemy-i-perspektivy

На данном сайте рассказывают о результатах исследований, проводимые с целью выяснить читательские проблемы людей.

Анализ читательских формуляров позволяет сделать вывод, что для 30% школьников чтение остается жизненно значимым явлением, интенсивность их чтения достаточно велика – 4 книги в месяц. Таким образом, часть школьников активно включены в массовое чтение. Вместе с тем, четко обозначилась категория мало читающих учащихся. Основными причинами называются: трудность в поиске книги – 5%, предпочитают видеопродукцию – 20%, другие причины – 50% (в том числе нехватка времени).

 

II этап. Изучение проблемы детского чтения в современном обществе.

На данном этапе мы изучали причины школьного «нечтения».

1.       Экономическая

Одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга. Продолжается усиление разрыва между детьми из малообеспеченных слоев населения и детьми из семей с высоким уровнем доходов, в том числе в плане получения информации, книг, мультимедиа и других материалов.

2.       Образовательная

Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению.

3.       Инновационная

Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Молодые финны предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.

 

III этап.

Проведение опроса  библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника.

 На данном этапе мы обратились к библиотекарю МБОУ «СОШ №2 с.Алхазурово» -

Вопрос: Как часто дети посещают школьную библиотеку?

Роза: Библиотеку посещают в основном на большой перемене школьники начальных классов. Им нравится смотреть яркие журналы, детские энциклопедии. Школьники же старших классов забегают в библиотеку лишь для того, чтобы взять необходимую книгу для уроков литературы.

Вопрос: Как часто пополняется фонд школьной библиотеки?

Роза: Наша библиотека подписывается на периодические издания, а поступают же к нам только новые учебники.

Вопрос: Какие жанры литературы дети предпочитают читать?

Роза: Младшие школьники любят читать, конечно же, сказки, дети среднего звена – энциклопедии, фантастику. Ну а старшеклассники, как я уже говорила, берут книги по школьной программе.

Вопрос: Как вы считаете, интерес к чтению у школьников снизился или же нет?

Роза:  На этот вопрос мне трудно ответить, т. к . судя по картотекам, то да, интерес снизился. Но ведь появились другие альтернативы книгам – Интернет, электронные книги. Дети все чаще прибегают к помощи именно к этим источникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне. Наступил период, когда все те, от кого зависит защита, поддержка, продвижение идеи важности и необходимости детского чтения, должны объединить свои усилия. Книги и чтение — одно из важных средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и творческого человека. Именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. 

По проведенным нами исследованиям мы выяснили, что школьники не уделяют время на чтение, с возрастом интерес к чтению пропадает. Мы должны прививать любовь к чтению, если хотим воспитать нравственное и интеллектуальное поколение. Именно чтение книг приведет нас к этому.


 

Скачано с www.znanio.ru

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! «Проблемы образования в российских школах»

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! «Проблемы образования в российских школах»

Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать)

Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать)

Проблемы чтения в современной школе

Проблемы чтения в современной школе

Введение «Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший»

Введение «Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший»

Гипотеза. Если мы разберёмся в роли чтения в жизни школьника, то сможем через рекомендации способствовать нравственному и интеллектуальному их развитию

Гипотеза. Если мы разберёмся в роли чтения в жизни школьника, то сможем через рекомендации способствовать нравственному и интеллектуальному их развитию

II этап. Изучение проблемы детского чтения в современном обществе

II этап. Изучение проблемы детского чтения в современном обществе

III этап. Проведение опроса библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника

III этап. Проведение опроса библиотекаря школьной библиотеки о роли книги в жизни школьника

Заключение В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность

Заключение В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020