Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника».
Оценка 4.6

Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника».

Оценка 4.6
docx
22.10.2024
Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника».
2. Ш. Доклад на тему.docx

Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника».

 Социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник постоянно видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить - и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем, он несет людям помощь и  хотя бы частичное облегчение их страданий.  Так как социальный работник постоянно находится в эпицентре человеческих страданий, к его личности  предъявляются определённые  профессионально-этические требования. Задача социального работника изменить положение к лучшему. Без определённых личных качеств социальная работа будет бессмысленной тратой времени и средств.                                                                                             Требования к навыкам, квалификации, а также нравственным и личностным качествам социальных работников неоднократно становились объектами исследований работ ряда российских ученых, среди которых стоит отметить С. И. Григорьева, И. А. Зимнюю, Р. М. Куличенко и других.  Кроме того, вышеуказанные требования нашли отражение не только в отечественной научной литературе, но и в признаваемых профессионалами рассматриваемой сферы в самых разных уголках земного шара, что подтверждается таким документом, как Международная Декларация этических принципов социальной работы, разработанной  Международной федерацией социальных работников.  В России общероссийская общественная организация  «Союз социальных педагогов и социальных работников»  разработала Кодекс этики социального работника. Изучение научных трудов, посвящённых проблеме роли социального работника при осуществлении им профессиональных обязанностей,  позволило составить требования в двух направлениях:

1)      Требования к профессии (профессиограмма);

2)      Требования к личности.

Профессиограмма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

 Требования к профессиональным  качествам социального работника:

 1)  высокий уровень образования  предполагает не только владение теоретическими знаниями основ социальной работы, нормативной правовой базы деятельности в установленной сфере, а также подготовку лица в смежных специальностях, таких как педагогика и психология;  

2)  компетентность работника подразумевает, что лицо при осуществлении своей деятельность будет направлять все свои усилия на удовлетворение потребностей и запросов клиентов, то есть на достижение своей основополагающей цели;

3)  организационные способности предполагают возможность лица собственными усилиями рационально использовать имеющиеся ресурсы, в том числе кадровые, для достижения поставленных задач;

4)  социальная активность и гибкость работника предполагает, что его деятельность будет связана не только с обращениями граждан и других лиц, а также будет реализована по мере самостоятельного обнаружения  фактов  о тяжелом состоянии того или иного лица посредством оказания профессиональной помощи.  

5)  соблюдение должностных инструкций и регламентов является необходимым качеством профессионала, так как социальная работа непосредственно сопряжена с личной информацией о жизни отдельных лиц, которым должна быть гарантирована конфиденциальность.

  В своих исследованиях Шмелева Н.Б. личные качества социального работника делит на три группы.  Первая группа – психологические характеристики, которые определяют способность к данному виду деятельности. Сюда включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению); психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии); вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

  В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная социальная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Профессиональная деятельность социального работника должна быть этически корректной.

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Первоначально смыслом слова «этос» (греч)  было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.  На морально-нравственных принципах строятся требования к личности социального работника.

Требования к  личным  качествам  социального  работника:

1) честность - необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста говорить правду,  необходима и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках и способах их коррекции. Однако честность должна проявляться не только в словах - ею должна быть пронизана вся деятельность социального работника. Он не имеет права обмануть ожидания клиента, если дал ему полное представление о результатах совместной деятельности. Если он по объективным причинам не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту - он должен его держать;                                            2) совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию важнейшего регулятора поведения, побуждая к творческим поискам решения и предостерегая от чисто формального подхода к решению проблем. Когда профессионально-этические нормы оказываются слишком абстрактными, совесть подсказывает специалисту то решение, реализация которого принесет ему моральное удовлетворение. И наоборот, совесть может вызывать у специалиста чувство вины за неверное решение, небрежность и ошибки в делах и т.п.;                                                                            3)  объективность - социальный работник - человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами - какие бы чувства клиент или сослуживец, ни вызывал у социального работника, его личность должна быть оценена адекватно. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его - настроить клиента на работу “с прохладцей”, вызвать у него желание вне зависимости от личностного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий социального работника и системы социальной защиты в целом. Объективность  должна присутствовать при оценке нуждаемости в помощи группы клиентов - социальный работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веского обоснования своего мнения;              4)  справедливость  - должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника  с клиентами, их близкими и коллегами.  Каждый клиент, независимо от своих качеств, статуса, отношения к нему специалиста и т.п. должен получить именно ту долю ресурсов общества, в которой он нуждается на основе принципа социальной справедливости («конструктивного неравенства»). Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию - это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам - каждое действие или поступок клиента или коллеги должны получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения их заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения от  клиента и от коллектива;                                                                                             5)   тактичность - это качество предполагает умение социального работника предвидеть все объективные последствия поступка или действий и их субъективное восприятие клиентами, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества профессионально-этических норм и требований, которые могут казаться противоречивыми (как, например, честность, открытость и конфиденциальность). Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее - это достигается путем всесторонней оценки противоречивости ситуации и тенденций и динамики ее развития. Как качество личности,  тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в силу специфики профессии приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они  находятся;                                                                                                           6) внимательность и наблюдательность  необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работник обязан замечать все малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Будучи внимательным и наблюдательным, специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, даже плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо соображениям возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и побудить его проверить полученную информацию;                                                                                        7)  толерантность - обязательное качество личности социального работника, заключающееся в повышении порога чувствительности к негативным характеристикам клиента. Она необходима, если социальный работник стремится достигнуть доверительных отношений со своим клиентом. Толерантность социального работника основывается на принципе уважения личности в каждом человеке. Толерантность специалиста формируется на основе понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех неблагоприятных факторов, влияющих на этот процесс. Это делает возможным принятие человека таким, каков он есть, признание его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности, не входит в противоречие с общественной моралью. Однако толерантность не означает одобрения социальным работником тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом – она не может быть безграничной;                8) выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражителен и позволяет себе выплеснуть свои негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания - в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет адекватно воспринять информацию и оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим какие-либо нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела необходимо наладить контакт и даже от такого клиента получить нужные сведения, дать ему информацию в доступной форме, добиться ее усвоения, проявляя выдержку и самообладание;                                                                                            9)  доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание - она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник  должен быть не «добреньким», жалеющим клиентов, сочувствующим их слабостям и потакающим им, а добрым, т.е. уметь самому и учить  клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника дает ему право и возможность говорить клиенту даже неприятную правду, если это является необходимым для блага клиента;                                                                                  10)  любовь к людям - без нее социальный работник  никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, “легче любить все человечество, чем своего соседа”, и в своей профессиональной деятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь как конкретные представители человечества. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные человеческие черты и качества, достоинства, понимать причины и условия возникновения недостатков и пороков.  Работая с клиентом, социальный работник должен, опираясь именно на них, постараться изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту его положительную трансформацию, которая необходима для него.  Равнодушие к человеку ведет к невнимательности,  непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия;                                                             11)  самокритичность  - неотъемлемое качество социального работника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий - одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на свои недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, не самоуспокаиваясь, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем, самокритичность социального работника не должна переходить в “самоедство” - это качество, обусловленное стремлением все абсолютно и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах;                                                            12)  адекватность самооценки   необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и не переоценивать своих способностей и возможностей - завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности.  Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника - неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и окажет отрицательное влияние на состояние клиента, на общественное мнение о системе социальной защиты в целом;                                                                          13)  терпение  - необходимо в повседневной деятельности  социального работника. Он работает с различными клиентами, часть из которых трудны  в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, снижение памяти), так и эмоциональными (например, гневливость) характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готовым выслушивать бессвязный рассказ или несколько раз повторять одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное - выслушать клиента, дать ему исчерпывающе высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности;                                                                                                 14)  коммуникабельность  - важнейшее качество социального работника.    С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От способности социального работника к общению, его коммуникативной компетентности во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его приоритетах, ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения он может узнать об изменившихся обстоятельствах клиента и внести коррективы в план работы, что сделает его актуальным и целесообразным. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы вопросы;                                                                                 15)  оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») –  умение мыслить позитивно. Отношение, отражающее веру или надежду в положительный и желаемый исход тех или иных событий.  Видя постоянно вокруг себя человеческие страдания, специалисту трудно сохранять оптимизм, веру в  справедливость и торжество добра, однако это необходимо, т.к., помимо материальной,  бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если социальный работник сам не имеет ни веры, ни надежды. Отсутствие оптимизма у социального работника не только “заражает” клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всяческие попытки изменить положение к лучшему.  С учетом того обстоятельства, что от позиции социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника;                                                   

 16)  сила воли - всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательный настрой на выполнение объективно необходимых действий на основе знаний и умений, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости. Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе,  разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить его личностный потенциал и социальную активность;                                                                                                17)  эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия являются необходимыми чертами личности социального работника и во многом определяются умением специалиста поставить себя на место клиента. Эти качества  развиваются по мере накопления им жизненного и профессионального опыта;                                                                     18)  творческое мышление.   В каждой конкретной ситуации социальный работник должен, принимая решение, учитывать все малейшие нюансы обстоятельств  клиента, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. В отсутствие творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, годных в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь;                                                                                                                      19)  стремление к  самосовершенствованию -  должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению им практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и совершенствовании духовном и нравственном, преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации собственного личностного потенциала, если он видит, что социальный работник не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

 

  Клиент социальных служб - это человек или группа, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Понятно, что любая трудная жизненная ситуация может повлечь за собой негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании, сочувствии и сопереживании. Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не может обмануть клиента - он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будет оценено клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом  у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто готов всегда выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности хуже.   Случайный человек, выполняя свои профессиональные обязанности в меру внешней необходимости, может, конечно, принести пользу, однако эффективность его деятельности будет недостаточной.  Следовательно,  актуальны профессиональный отбор в социальную работу и оценка профессиональной пригодности специалистов. Основными профессионально-этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие:

  • наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы;
  • наличие развитых профессионально значимых качеств личности;
  • наличие актуализированной потребности в профессиональном и личностном совершенствовании.

Притча о человечности

На первом месте должно быть воспитание, а потом образование. Иначе... «Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил: "Это ваша человечность,- самое необходимое в жизни качество".  Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал: "А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз". Еще один 0 - опыт, с которым человек стал "100". И так добавлял 0 за 0 - осторожность, любовь, успех… " Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека", - сказал профессор.

Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались некчёмные, ничего не значащие нули...

 Профессор продолжил: "Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит"».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника»

Доклад на тему: «Профессионально - этические требования к качествам личности социального работника»

В своих исследованиях Шмелева Н

В своих исследованиях Шмелева Н

Если он по объективным причинам не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не…

Если он по объективным причинам не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не…

Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее - это достигается путем…

Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее - это достигается путем…

Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя…

Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя…

Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, снижение памяти), так и эмоциональными (например, гневливость) характеристиками клиента

Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, снижение памяти), так и эмоциональными (например, гневливость) характеристиками клиента

Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем…

Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем…

Основными профессионально-этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие: наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы; наличие развитых профессионально значимых качеств личности;…

Основными профессионально-этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие: наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы; наличие развитых профессионально значимых качеств личности;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2024