Доклад на тему
«Духовно - нравственное воспитание современных школьников»
В настоящее время школа является крепкой и опорной структурой нашего общества. Она является центром возрождения национальной культуры. Задачи демократизации, гуманизации школы - это многосторонний процесс, на его основе лежит принцип «развития в человеке человечности». Актуальной проблемой нашего времени, когда все духовно объединены, становится воспитание уважения к человеку, честности, трудолюбию.
Десятилетия ограничивалось развитие национальной культуры, национального языка, что привело к деформации национального самосознания. Это период развития, как мы сейчас называем «застойными временами», привел к возникновению бездуховного поколения. Долгое время не изучалась история народа; традиции, обычаи – всё рассматривалось односторонне и развивалось односторонне.
Наше время требует от нас развитие духовно - нравственного, творческого потенциала личности, направленное на возрождение культурных традиции и наследия народов Башкортостана. Такая постановка требований расширяет и наши возможности.
Выбирая тему "Духовно - нравственное воспитание современных школьников", решила заглянуть во времена наших предков. Почему именно эту тему. Ведь нас отделяет века и столетия, но именно там и можно найти истинные, жизненные ценности; дружбу, любовь, чувство долга ответственности, прежде всего патриотизма, который уже в наше время стал дефицитом.
Основным содержанием духовно - нравственного воспитания школьников являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогают человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную и внеурочную и внешкольную деятельность современных школьников.
Духовно-нравственное воспитание современных школьников предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания - состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества учителя превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинства.
Обучая татарскому языку обучающихся в русской школе, в своей практике широко использую элементы народной педагогики: игры, песни, пословицы, поговорки, загадки и т.д.
Прививая детям, любовь к своему предмету, использую на уроках игры различного вида. Они помогают детям не только развиваться физически, но и мыслить правильно, сделать выводы. Каждая игра сопровождается прибаутками или песнями, которые закрепляют навыки речи. Наконец игра помогает проявить себя, так как она требует внимательности, вдумчивости и находчивости. Она имеет большую роль в обучении и в воспитании, если правильно подобраны, учитывая возраст, уровень знаний обучающихся. Ведь игры являются историей народа, несмотря на то, что очень изменились с течением времени. Также они отражает изменения в социально-экономической жизни народа.
Чтобы добиться активности в процессе обучения умело использую народные сказки. Дети на уроках могут инсценировать эпизоды из татарских сказок, рисовать к ним иллюстрации. Содержание многих заданий способствуют воспитанию нравственной личности ученика: работа со словами, обозначающими нравственные качества, составление предложений на нравственную тематику, выполнение домашнего задания в виде мини-сочинений. Детям, стараюсь, прививать нравственные качества как взаимопомощь, умение работать в коллективе, быть требовательным к себе и окружающим.
Не ограничиваюсь уроками, мои дети активно принимают участие в мероприятиях, проводимых в школе и вне школы по национальному компоненту (конкурсы чтецов, олимпиады, конкурсы сочинений, в народных праздниках и т.д.)
Эффективными формами работы с детьми являются народные праздники. Традиционными праздниками татарского народа считаются: весенне-обрядовые праздники: «Сабантуй», бытовые обрядовые «Рождение ребенка», «Каз өмәсе » и другие.
Подобные праздники насыщены познавательным содержанием, способствуют эмоциональной активности, помогают осмыслению знаний, применение их в жизни.При умелой организации и учебной, и вне учебной деятельности у обучающихся формируются основы духовно-нравственного поведения, культуры, мышления.
С каждым годом повышается интерес и внимание к изучению родного языка. Ведь родной язык – основа интеллекта ребенка, формирование чувств. Без знания родного языка невозможно узнать историю народа, его духовные богатство, национальную психологию, как родились традиции, обычаи народа, его религию и общечеловеческую культуру. На родном языке человеку легче передать мысли, поэтому обучение родному языку является нашим основным домом. Но не нужно забывать, что наша школа является многонациональной. Поэтому, мы должны уделять внимание не только изучению традиции и обычаев татарского народа, но и других народов.
Культура народов питают, обогащают друг друга. Мы должны учиться, обучать, перенять друг у друга самое лучшее. От этого зависит будущее общества, а будущее общества - это настоящая школа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.