«Воспитательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся»
Воспитательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся
Воспитание- это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, который включает в себя овладение учащимися опытом в различных отраслях знаний и формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека.
Результат качественной работы классного руководителя – это положительные изменения в сознании и поведении учеников.
Главная цель воспитания - создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, а общество, в свою очередь, возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания ОБОУ «Суджанская школа-интернат» - «Мы вместе», анализа предыдущих лет деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
В своей работе ставлю следующие цели:
· непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника с целью становления как личности;
· содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности;
· осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания.
При достижении целей решаю следующие задачи:
- воспитывать любовь к малой родине, семье, природе родного края, народным традициям;
- учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности;
- воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний;
- способствовать развитию нравственного и духовного мира детей;
- учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
- формировать правосознание ученика, гражданскую позицию;
- пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту;
- организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей;
- воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно.
Как правило, при проведении воспитательной работы всегда возникает какая-то проблема. А разрешение ее организую разными путями, формами:
v беседы;
v диагностику (деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения диагностических средств);
v собеседование;
v дискуссии;
v игры;
v конкурсы;
v общественно-полезный труд;
v художественно-эстетическую деятельность;
v особое место занимает классный час - процесс непосредственного общения (моего и воспитанников).
Считаю важным использование в своей практике классного руководителя таких воспитательных технологий как:
-технология КДТ (коллективные творческие дела);
-технологии моделирования воспитательной системы класса;
-технологии коллективного планирования жизнедеятельности в классе;
-технологии подготовки и проведение личностно ориентированного классного часа;
-игровых и коммуникативных технологий;
-технологии анкетирования, тестирования и применение других методов психолого-педагогической диагностики.
Несмотря на наличие проблем, считаю, что воспитание должно быть гуманным. В соответствии с одним из основных правил педагогического общения нужно воспринимать воспитанника таким, каков он есть. Никогда не забываю в работе о том, что каждый учащийся – это почти взрослый человек со своими достоинствами и недостатками. Чтобы не отставать от современных требований в образовании, стараюсь постоянно работать над собой:
ü знакомлюсь самостоятельно и через школьные семинары с воспитательным процессом в современной школе, помогающим воспитать в каждом ребёнке личность, приспособленную к современным жизненным условиям;
ü изучаю литературу, раскрывающую «тайны» в работе классного руководителя;
ü диагностика помогает узнать интересы ребят и развивать индивидуальные способности.
Большой раздел моей работы как классного руководителя отведен диагностическим исследованиям класса. Это схемы, таблицы, анкеты и др.
В ходе мероприятий и различных методик диагностирования (совместно с педагогом-психологом Малюховой Е.В.) у воспитанников удалось выявить
Ø уровень учебной мотивации
Ø черты толерантной личности
Ø интересы и возможности обучающихся
Ø состояние экологической культуры (отношение к природе)
Ø наиболее значимые жизненные ценности
Ø мотивы обучающихся в деятельности
Ø отношение обучающихся к компьютеру и Интернету.
Диагностика помогает решить важные вопросы воспитания, наметить очередные задачи и цели.
Все результаты диагностик, начиная с 5 класса, находятся в папке классного руководителя.
Свои отношения с детьми строю на доверии, уважении и сотрудничестве.
В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Основные положения моей воспитательной системы:
Ø Индивидуальный подход в воспитании.
Ø Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.
Ø Системность в работе.
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.
1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю четвёртый год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни. Считаю, что дети в 8 классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив”, “Мы вместе” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки.
2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. В своей работе я, как правило, использую индивидуальные беседы по вопросам воспитания. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей.
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.
3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким-то причинам (в основном по поводу успеваемости и поведения в школе). Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех школьных и общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это помогает заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями.
Мотивы участия обучающихся класса в жизни школы соответствуют их возрастным особенностям, к ним можно отнести
- потребность в самореализации, в самовыражении;
- потребность в причастности к группе;
- потребность в расширении круга общения;
- потребность в эмоциональной насыщенности общения;
- ощущение причастности к важным общешкольным проблемам;
- выражение своего творческого начала.
За прошедшие учебные годы 100% обучающихся класса были задействованы в мероприятиях различных уровней: традиционные общешкольные мероприятия, конкурсы, акции, олимпиады, турниры, соревнования, и т. д. Ребята были награждены грамотами, дипломами и сертификатами. (см. Приложение «Участие в конкурсах, смотрах и т.д.»)
Участие в общешкольной жизни дало возможность увидеть творческие способности детей, выявить их наклонности; проследить систему взаимоотношений между собой и окружающими.
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
Готовясь к педсовету, нашла стихотворение В.Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования)
Похвалите меня!
Без похвал умирает
душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”
И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.
Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, впереди у нас экзамены (переводные в 8 классе и ОГЭ в 9 классе), но у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей работе выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.