Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад на заседании цикловой комиссии
естественно-математического цикла
по теме:
«Методическая компетентность педагога в соответствии с ФГОС»
Подготовил:
Преподаватель ГАОУ СПО РК «Ялтинский медицинский колледж»
Н.М.Кекош
2022-2023 уч.год
Методическая компетентность педагога в соответствии ФГОС
На сегодняшний момент нет устоявшегося понимания методической компетентности, хотя она и признается важной составляющей общепрофессиональной компетентности педагога, а изменения в подходах к образованию, зафиксированные современными федеральными образовательными стандартами, делают ее одной из ключевых. Проблема методической компетентности является особенно острой для системы СПО, где традиционно большой процент педагогов— это люди, пришедшие с производства, и уровень их методической подготовленности оставляет желать лучшего.
В теоретическом плане ситуация осложняется не только отсутствием единой точки зрения на сущность методической компетентности, но и отсутствием общепризнанных критериев и показателей ее сформированности.
Методика оценки компетентности
Методическая компетентность, согласно данной методике, представляет собой совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Оценка методической компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа основывалась на самооценке, результатах посещения учебных занятий, проверки учебно-методической документации, самообразования, обобщения опыта, участия педагога в решении актуальных проблем и др. самооценка была предложена педагогам в технологически простой форме — заполнение анкеты в программе Excel, когда компьютер сам выполняет расчеты, а педагогу и методисту остается проанализировать результат.
Сочетание самооценки и «внешней» оценки позволяет с большей достоверностью выявлять уровень составляющих методической компетентности. предлагаемая педагогам периодичность самооценки — 1 раз в год. практика оценки методической компетентности педагогов колледжа в течение 4 лет показывает, что за редким исключением самооценка и внешняя оценки совпадают, что подтверждает достаточный уровень самокритичности педагогов.
Повышение уровня компетентности
Выявленный уровень компонентов методической компетентности позволил перейти к следующей задаче — повышению ее уровня. нами была выбрана стратегия планирования и организации методической работы на основе индивидуального подхода, личной заинтересованности, ответственности за результаты, коллективного решения проблем. при этом содержательное направление определяется необходимостью совершенствования составляющих методической компетентности (личностные качества, компетентность в постановке целей и задач и др.); организационное направление основывается на принципах взаимообучения.
В колледже проводятся семинары, тренинги, мастер-классы, консультации, формируются рабочие группы постоянного и сменного состава. обсуждаются проблемы, связанные с отбором эффективных технологий и методик обучения, накоплением информационно-методического сопровождения, достижением нового качества образования, разработкой учебно-методической документации, средств контроля; изучением нормативно-правовых актов в области образования, локальных актов колледжа, регламентирующих образовательную деятельность; определением требований работодателей к содержанию образования и условиям его реализации; интенсификацией взаимодействия с социальными партнерами, профессиональными и педагогическими сообществами. проводят мероприятия наряду с методистами компетентные в проблемной области педагоги.
Показателем успешного формирования отдельных компонентов методической компетентности является увеличение числа педагогов колледжа, активно использующих возможности сети интернет для образовательной деятельности, меняется не только количество, но и «качество» использования сети. так, первоначально интернет использовался в основном как источник информации, теперь педагоги организуют свои группы в социальных сетях, информируют родителей об успехах обучающихся, выкладывают учебные, методические, информационные, контролирующие материалы в интернет и в системе Moodle, расположенную на сайте колледжа.
Повысилось качество учебно-методических пособий, утверждаемых экспертным советом колледжа. все представляемые материалы имеют «внутренние» рецензии, а также отзывы специалистов предприятий, что обеспечивает связь содержания образования и производственной деятельности.
Опыт формирования методической компетентности педагогов западно-сибирского государственного колледжа показывает, что главной задачей является вовлечение педагогов в различные виды методической деятельности с акцентом на самообразование и ответственность.
Систематическая деятельность педагогического коллектива проявляет тенденцию к росту уровня методической компетентности .
Условия результативности
На мой взгляд, опыт построения методической работы с ориентацией на формирование методической компетентности педагогов дает результат, если:
- в процесс повышения методической компетентности вовлечены все члены педагогического коллектива;
- основой служит взаимообучение, формирование временных и постоянных проблемных групп;
- планирование работы осуществляется индивидуально и основано на диагностике (внешней оценке и самооценке) достигнутого уровня методической компетентности;
- создана среда, поддерживающая стремление к самосовершенствованию (общественное мнение, техническое и информационное обеспечение и др.);
- повышение методической компетентности находит поддержку руководства и коллектива, созданы условия морального и материального стимулирования.
Педагогическая деятельность в условиях реализации Фгос спо предъявляет новые требования, поэтому у педагога должна активизироваться потребность к постоянному совершенствованию. процесс формирования методической компетентности предполагает повышение активности педагогов и осознанное участие в значимой деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.