Доклад "Нравственное воспитание младших школьников"
Оценка 4.7

Доклад "Нравственное воспитание младших школьников"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
1 кл—4 кл
16.04.2020
Доклад "Нравственное воспитание младших школьников"
В докладе содержится материал о нравственном воспитании учащихся: о том, что это такое, как влияет на личность ребенка и как формировать эти качества у детей.
Доклад Нравственное воспитание мл.шк..docx

Доклад  на тему:

«Нравственное воспитание младших школьников»

 

Автор: учитель начальных классов

 МОУ СОШ №16, 

Попкова Анна Владимировна

 

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность»

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

     Свой доклад я начну с цитаты Белинского В.Г. Она говорит о том, что только через любовь мы можем воспитать настоящего человека. А кто такой воспитанный человек? Воспитанный человек - это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. А что значит настоящего человека? По мнению Сухомлинского В.А. «Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле в стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него»

     И мы – педагоги, должны принимать непосредственное участие в том, чтобы разглядеть в каждом учащимся личность, научить его доброму, теплому отношению к людям, быть гуманным, проявлять свои положительные качества, учиться быть благородным, формировать моральные отношения не только к людям, но и к Родине, труду, способствовать приобретению положительных привычек. Все это в совокупности и есть нравственное воспитание.

     Специфика нравственного воспитания в том, что его невозможно обособить, программировать, разрабатывать конкретные методы и средства воздействия. Это та красная нить, которая начинается с колыбели и проходит через все виды, ступени или стадии воспитания на протяжении всей жизни. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» - так сказал К. Гельвеций французский литератор и философ.

     Мы, учителя начальных классов начинаем воздействовать на ребенка воспитательно, когда он приходит в 1 класс, т.е в возрасте 6 – 7 лет. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его  будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи .

     Формирование нравственности происходит в школе на   всех   уроках.  Как сказал Толстой: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно»  Я считаю, что воспитывает   не только содержание, методы и организация обучения, но  и та атмосфера,   которая   складывается   на   уроке, стиль отношений педагога и детей,   детей   между   собой.   Воспитывает   себя   и   сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для    нравственного    воспитания    я стараюсь    организовать    учение    как коллективную   деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для   решения, которой   нужен   коллективный поиск.

     Так, например, в первом классе знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. Знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной. Знакомя детей с народным языком, ввожу их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен. Знакомлю  детей  с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира.

    «Воспитательная работа может идти только двумя путями — путем физического воспитания и путем эмоционального воспитания, т. е. воздействия на человеческое сердце, возбуждения в том, кого вы воспитываете, чувства негодования, радости, дружбы, ненависти и печали — всей гаммы различных страстей» - высказывание А. В. Луначарского. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

     Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Эта злость не вселяется в них внезапно, она – результат нехватки положительного нравственного воспитания  вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям.

     Завершая, я могу   сказать   следующее,   нравственное воспитание – непрерывный   процесс,   он   начинается   с   рождения   человека   и продолжается всю жизнь, направленный   на   овладение   людьми   правилами   и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее   место   в   формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на   умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на   воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.


 

Доклад на тему: «Нравственное воспитание младших школьников»

Доклад на тему: «Нравственное воспитание младших школьников»

В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле

В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020