Доклад "Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.8

Доклад "Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.8
doc
воспитательная работа
15.11.2024
Доклад "Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания"
Статья_Богданова И.И..doc

Богданова Ирина Игоревна

                                           Казённое общеобразовательное учреждение Омской области  «Адаптивная школа – интернат № 19», г. Омск 

 

Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания.

 

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия, однако эта задача не совсем простая, ведь история и обществознание это те предметы, которые наиболее подвержены изменениям.

Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации, негативно влияющий на детей. В обществе, прессе, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?  Выбрать то, что позволит стать ему Гражданином России с большой буквы?»

Меня всегда волновала проблема, как с помощью истории воспитать ученика, богатого духовно, знающего свои корни, но в то же время уверенно смотрящего в будущее, развить его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству.

        Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывается всё.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжёлых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания?  Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам?  Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?

Урок должен мыслиться, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.

 Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподаёт учитель.

На своих уроках я применяю различные методы формирования    нравственного

воспитания. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. На своих уроках  показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня ясно  одно – прежде всего это должен быть гражданин и патриот своей страны.

Всем известно, что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой. На уроках я использую  кино, видео и мультимедийную продукцию,   песни, стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации.

Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры немецкой военной кинохроники с весело марширующими по советской земле немецкими солдатами, звучит бодрый немецкий марш, а через несколько секунд - кадры наших разбомбленных городов, и мать, рыдающую над телом убитого ребёнка, это способно заменить десятки лекций о том, что нужно любить и беречь свою Родину.

 В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Таким образом, такой предмет, как история, играет большую роль в формировании системы духовно- нравственных ценностей обучающихся.

 На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры, учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.

Современному обществу необходимы образованные, нравственные, духовные люди, умеющие строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине и красоте, готовых стать на защиту Родины и трудиться на ее благо.

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


Богданова Ирина Игоревна

Богданова Ирина Игоревна

Нельзя воспитать не заинтересовав

Нельзя воспитать не заинтересовав

Доклад "Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания"

Доклад "Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2024