МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ДОКЛАД
ТЕМА
«Особенности производственного обучения в процессе выполнения учащимися сложных учебно-производственных работ»
по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин
Казетов Сергей Николаевич
2022
Особенности производственного обучения в процессе выполнения учащимися сложных учебно-производственных работ
К моменту начала обучения учащихся выполнению сложных учебно-производственных работ они уже имеют определенный опыт работы по профессии: изучены все трудовые операции, трудовые приемы и способы их выполнения закреплены на выполнении простых (межоперационных) работ комплексного характера, учащиеся научились самостоятельно определять последовательность выполнения несложных работ, освоили основы пользования технической и технологической документацией.
Наряду с дальнейшей отработкой правильности выполнения трудовых приемов и операций, точности и скорости в работе, при выполнении сложных работ комплексного характера на передний план выступают задачи формирования у учащихся производственной самостоятельности, творческого подхода к учебно-производственной деятельности, культуры труда.
В этот период обучения учащиеся осваивают основы производительного труда на хозрасчетных началах, что требует четкого выполнения индивидуальных и бригадных дневных (сменных) заданий, обеспечения высоких качественных требований к выполняемой работе. Учащиеся включаются в общий производственный процесс выпуска продукции учебным заведением, от них во многом зависит ритмичность его производственной деятельности. Все это учитывает мастер, организуя учебно-воспитательный процесс.
При обучении учащихся выполнению сложных комплексных работ основное внимание обращается на наиболее сложные технологические переходы, новые еще незнакомые учащимся трудовые приемы и способы выполнения работ, особенно на способы и процессы выверки, регулировки, отладки. Эти приемы и способы отрабатываются путем организации специальных упражнений.
К сожалению, во многих профессиональных заведениях отладочные и регулировочные работы при выпуске продукции повышенной сложности выполняют или мастера, или производственные рабочие, но не учащиеся. Это нельзя признать правильным. От выполнения сложных наладочных и финишных технологических операций, несмотря на их ответственность, ни в коем случае не нужно отстранять учащихся, нужно осознанно идти на определенный (но оправданный) риск. Ведь иначе не научить учащихся брать на себя ответственность.
Особенность производственного обучения в этот период состоит и в том, что мастер все более активно привлекает учащихся к самостоятельному разбору рабочих чертежей, монтажных схем, технических требований и другой производственной документации, все более часто практикует выдачу домашних заданий на самостоятельную разработку технологий предстоящих работ с последующим их коллективным разбором.
Предметом особого внимания мастера в процессе производственного обучения учащихся, особенно при выполнении ими сложных работ комплексного характера, является формирование у учащихся привычки любую работу выполнять качественно и ответственно. Это важнейший признак овладения учащимися основами профессионального мастерства. Позиция мастера в вопросах формирования у учащихся этого качества профессионала проявляется в том, что он, во-первых, обучает учащихся способам качественного выполнения учебно-производственных работ, во-вторых, создает условия, обеспечивающие качественное выполнение работы (подбор работ, обеспечение исправности оборудования, качественного инструмента, документации, заготовок, материалов и т.п.), в- третьих, создает и постоянно поддерживает в работе группы «атмосферу качества», профессиональной ответственности, не оставляет без внимания ни одного, даже самого малейшего отклонения выполняемых учащимися учебно-производственных работ от технических требований к их качеству, безответственного отношения к выполнению работы.
Организация освоения учащимися современной техники и технологии.
Зачастую это в решающей степени зависит от наличия такой техники, применения соответствующей технологии в учебных мастерских учебного заведения. И здесь тоже должно проявляться педагогическое мастерство. Дело в том, что зачастую учебные мастерские оснащаются современным оборудованием в ограниченном количестве, на нем выполняются, как правило, уникальные, высокоточные работы, применяется новая, современная технология. К работе на таком оборудовании и с применением такой технологии обычно привлекаются лучшие учащиеся. Это в определенной степени оправданно в производственном, но не в педагогическом плане. Задача мастера — организовать учебный процесс так, чтобы по графику все учащиеся — «сильные», «средние» и «слабые» — обязательно поработали на современном станке, машине, агрегате, установке и т. п., чтобы они учились выполнять работу повышенной сложности, по современным технологиям, на повышенных режимах.
Обучая учащихся работать на современном высокоточном и высокопроизводительном оборудовании, установленном в учебных мастерских, руководствуются следующими правилами-рекомендациями:
1) переводить учащихся для обучения на сложном оборудовании следует только после того, как они приобретут необходимый опыт работы по профессии;
2) прежде чем поручить учащимся выполнить работу на новом, современном оборудовании, необходимо поупражнять их в выполнении приемов и способов по управлению и наладке этого оборудования;
3) для выполнения на современном оборудовании необходимо подбирать такие учебно-производственные работы, технологию и режимы их выполнения, при которых максимально используются технические возможности этого оборудования;
4) особое внимание уделять инструктированию учащихся по вопросам безопасности работы на новом, сложном оборудовании;
5) практиковать шефство учащихся, освоивших новое оборудование, над учащимися, которые его только еще осваивают.
Производственное обучение учащихся в процессе выполнения сложных учебно-производственных работ комплексного характера — наиболее благоприятный период для формирования у них умений и навыков технической диагностики.
Особенно актуально это при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой, монтажом различных технических устройств.
Диагностика
Технический диагноз включает: сбор информации о фактическом состоянии объекта или системы; сравнение полученной информации с параметрами исправной работы объекта; выявление характера отклонений от нормы; выдвижение предположений о вероятной причине отклонений; проверку этих предположений.
Диагностика не является самоцелью; в деятельности ремонтника или наладчика главное — устранить имеющиеся отклонения, привести объект, систему в норму. Однако известно, что зачастую легче исправить неполадку, чем правильно поставить технический диагноз. Установлено, что до 70-80 % времени, затрачиваемого на ремонт, например, электронного оборудования, уходит на поиск неисправностей.
В ряде случаев эта работа проводится путем выявления причин неисправностей с помощью типовых алгоритмов поиска — специфических документов письменного инструктирования. Обучаясь по таким алгоритмам, учащиеся усваивают типичные случаи неисправностей и их причины, что облегчает формирование умений и навыков технической диагностики в реальных производственных условиях. В этих же целях используются специальные таблицы (они обычно включаются в паспорта соответствующего оборудования), в которых указываются основные типичные неисправности и их признаки, причины и способы устранения. Такие таблицы широко применяются при обучении наладчиков и ремонтников радиотехнической, электронной и электротехнической аппаратуры, двигателей внутреннего сгорания и т. п.
Однако применение готовых алгоритмов и таблиц всех вопросов обучения поиску неисправностей не решает. Обучая диагностике неисправностей, мастер основное внимание должен уделять не столько собственно поиску конкретных неполадок, сколько принципу их поиска. Дело в том, что далеко не все производственные ситуации, где требуется диагностика отклонений, неисправностей, разладок и т.п., поддаются алгоритмизации; кроме того, обучение принципам поиска помогает учащимся самостоятельно ориентироваться в новых условиях, самостоятельно вскрывать причинно-следственные связи, а не получать их в готовом виде.
В процессе обучения учащихся при выполнении работ комплексного характера, особенно сложных работ, отрабатывается, развивается такое важное качество будущих квалифицированных рабочих, специалистов, как профессиональная самостоятельность.
Профессиональная самостоятельность учащихся
Самостоятельность учащихся следует рассматривать как цель и как средство производственного обучения учащихся.
Профессиональную самостоятельность учащихся ни в коем случае не следует понимать как их способность без помощи мастера выполнять учебно-производственные задания. Мастер всегда остается руководителем учебно-воспитательного процесса, под его педагогическом воздействии у учащихся формируются все качества будущего квалифицированного рабочего, специалиста, в том числе и самостоятельность.
Профессиональная самостоятельность учащихся выражается в привычке и умении самостоятельно разобраться в требованиях, предъявляемых к работе; в умении спланировать трудовой процесс, самостоятельно пользоваться технической документацией; в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать ход и результаты своего труда. Высшим проявлением профессиональной самостоятельности является производственная инициатива, творческий, новаторский подход к делу.
Профессиональная самостоятельность у учащихся не формируется сама по себе, ее, как и другие качества профессионального мастерства учащихся — будущих квалифицированных рабочих, специалистов, необходимо формировать. Стихийная, неуправляемая выработка этого качества методом «проб и ошибок» — очень длительный и бессистемный подход, который зачастую приводит к противоположным результатам. Формирование профессиональной самостоятельности — это элемент процесса обучения и воспитания, для него характерна определенная методика и организация.
За время обучения учащиеся выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию учебно-производственных работ. За этот сравнительно короткий срок они не имеют возможности научиться все работы выполнять самостоятельно. Вместе с тем в любом трудовом процессе есть ряд узловых, базовых элементов, самостоятельное владение которыми во многом определяет профессиональное мастерство учащихся. Для таких элементов характерен «сквозной», общетрудовой характер. К ним относятся: анализ задания, анализ исходного продукта (заготовок, материалов, сырья и т.п.); рациональный выбор средств выполнения трудового процесса (инструментов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств и т. п.); определение рациональных способов выполнения задания; определение способов проверки хода и результатов выполненной работы.
Формирование самостоятельности учащихся в выполнении этих элементов трудовой деятельности — одна из важнейших задач мастера в процессе их производственного обучения.
Успешность формирования и развития у учащихся профессиональной самостоятельности во многом зависит от способности мастера своевременно заметить и поощрить каждое проявление их самостоятельности в работе и, наоборот, не допускать леность их мысли, желания уйти от ответственности за выполненные работы или принятые решения, обращение за помощью при любом, даже малейшем затруднении и т. п. Сущность обучения самостоятельности состоит в том, чтобы как можно чаще «сталкивать» учащихся с ситуациями, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения и способы контроля и самоконтроля. В процессе выполнения работы учащимися мастер наблюдает, контролирует и корректирует внешние проявления их деятельности, стимулируя активную «внугреннюю самостоятельность» в применении приемов и способов этой деятельности.
Ценным является путь аналогии. Иногда оказывается достаточным только напомнить учащемуся подобный данному случай из его практического опыта, как он находит выход из создавшейся ситуации. Этот методический прием используется не только для устранения допускаемых в работе недостатков, но и для помощи им в самостоятельном определении способа решения той или иной учебно-производственной задачи.
В формировании у учащихся профессиональной самостоятельности большое значение имеет отношение мастера к ошибкам учащихся. Ошибки в процессе обучения - закономерное явление, безошибочного обучения вообще быть не может. Задача мастера состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок учащихся использовать как средство развития их самостоятельности. Опытные мастера всегда стараются ставить учащихся в такие условия, чтобы они сами анализировали свои ошибки, самостоятельно проходили всю цепочку своих действий и самостоятельно находили то звено, где была допущена ошибка, осознали ее сущность и причины, сами предложили пути исправления, сделали выводы на дальнейшее. Будучи осознанной, ошибка возбуждает мыслительную активность, что стимулирует учащихся к преодолению трудностей, способствует развитию самостоятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.