Доклад «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога.»
Оценка 4.7

Доклад «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога.»

Оценка 4.7
docx
05.05.2021
Доклад  «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога.»
_Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога.docx

Доклад

«Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога.»

Современное общество переживает сложный период в духовно-нравственной сфере. Утрата основных ценностей и преемственности поколений приводит к возникновению духовного кризиса. Задачи воспитания молодого поколения и его нравственного развития на сегодняшний день являются приоритетными для образования.

Проблема толерантности в начале ХХI века приобрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутригосударственных конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признания права другого на инаковость. Также толерантность является ведущей характеристикой личности педагога, ведь необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, каким он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Понятие о педагогической толерантности, ее уровни и функции

Несмотря на то, что проблема толерантности в России достаточно молода, тем не менее ее формированию, прежде всего у представителей подрастающего поколения, уделено значительное внимание со стороны исследователей и педагогов. Правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности. В качестве основных сфер проявления толерантности чаще всего рассматривают религию, образ жизни, национальность, политику, отношения между социальными группами и др. В последнее время, толерантность исследуется в качестве педагогической категории, характеризующей определенные качества педагога: как личности и как специалиста. Обусловлено это тем, что интолерантная личность просто не сможет создать условия для формирования толерантности у своих воспитанников.

Сущность толерантности педагога исследователи трактуют по-разному:

- терпимое отношение к участникам образовательного процесса (Л.А. Занина, Н.П. Меньшикова, Н.А. Морева и др.);

- психическая устойчивость (Л.А. Занина, Н.П. Меньшикова и др.);

- способность к диалогической форме межличностных отношений (Г.В. Безюлева, В.С. Чернявская, Г.М. Шеламова и др.);

- наличие установки на проявление толерантных форм взаимодействия с другими людьми (Е.Ю. Клепцова, О.Б. Нурлигаянова и др.);

- способность и готовность к сотрудничеству с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально-психологических особенностей (Г.В. Безюлева, М.А. Перепелицына, О.Г. Шаврина, Г.М. Шеламова и др.).

Педагогическая толерантность как профессиональное качество означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами. Другими словами, педагогическая толерантность – это умение никогда не показывать, что кто-то вам не нравится или вы кого-то не любите. Она проявляется в терпении, сочувствии, принятии, доверии, уважении, отсутствии неприязни, доброте, сдержанности, внимательности, отсутствии бестактности и т.п. Важным при этом является понимание того, что проявление толерантности как профессионального качества педагога не является чем-то ситуативным, это рабочая атмосфера. Ее границы охватывают не только иное отношение к миру или иные точки зрения, но в том числе распространяются и на внешний вид учащихся, их поведение, что действительно иногда требует от педагога не просто принятия, а принятия без осуждения.

Толерантность в педагогике имеет два аспекта:

1) терпимость педагога к обучающимся;

2) воспитание у обучающихся навыков толерантного поведения.

Успешность в решении этих задач чётко проявляется при непосредственном общении педагога и обучающегося, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения учащимися преподаваемых дисциплин, так и на профессиональную удовлетворённость педагога своей практической деятельностью.

Анализируя особенности толерантности педагогов в образовательном процессе, исследователи определяют несколько видов толерантности педагога:

- наличие социальной толерантности позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;

- сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость педагога к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной деятельности.

Ю.П. Поваренков предлагает выделять в социальной толерантности структурные компоненты: динамические и операциональные. Динамическая сторона толерантности определяется содержанием мотивационной сферы учителя (готовность принять ученика таким, каков он есть), системой его ценностей, интересов, убеждений и социальных установок. Операциональную основу социальной толерантности составляют конкретные знания, умения и способности (знания о психологических особенностях людей, способность общаться с различными людьми, способность контролировать процесс общения и др.).

Следовательно, под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию своей личности, личности учащихся и их родителей; как качество личности; как норма поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики.

Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Степень выраженности проявления толерантности может быть представлена несколькими уровнями:

– низкий — индивид признает возможность альтернативы, однако уверен в ее ошибочности, придерживается собственных представлений и отказывается критически оценить себя;

– средний — индивид стремится к оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, проявляет готовность к диалогу;

– высокий — индивид открыт для всего многообразия мнений, обладает значительными ценностными представлениями, знаниями, умениями, навыками критического анализа, стремится к диалогу, следует нормам этики, признает возможность своей ошибки.

Кроме того, исследователи достаточно часто оперируют такими терминами, как: интолерантность (несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность) и сверхтолерантность. В первом случае индивид проявляет открытую враждебность по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения остальных, держится обособленно, отказывается идти на уступки. Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

«Авторитарный синдром» — одно из типичных проявлений комплекса интолерантности. Здесь и нежелание аргументировать свое поведение, и нежелание вникать в аргументы других как стиль поведения индивида. Здесь же и неспособность к самоанализу, когда в ходе любого неудачного дела индивид приписывает себе положительность своего замысла, а все отрицательное относит к неблагоприятным обстоятельствам и чьему-либо злому умыслу.

Вторая ситуация является также негативной: индивид проявляет пассивность, отстраненность от окружающих, не скрывает своего безразличия к ним, отказывается выразить свое мнение, избегает взаимодействий.

Сфера образования является одной из самых консервативных: педагогу все еще достаточно тяжело принять то, что он не является единственным источником знаний. В такой ситуации педагогическая толерантность выступает как способ адаптации к современным условиям, связанным не только с постоянно увеличивающимся информационным пространством, но и повышением интереса, актуализацией внимания к правам человека, ребенка и т.п.

Педагогическая толерантность в своем проявлении позволяет организовать то образовательное и воспитательное пространство, в рамках которого будут созданы условия для конструктивного взаимодействия педагога и обучающегося, педагога и педагога, педагога и администрации; личный пример педагога, который строит взаимоотношения на основе понимания, уважения, принятия – один из лучших методов формирования толерантности у детей. Кроме того, педагогическая толерантность позволяет рассматривать ребенка не как средство, объект, а именно как главную ценность. Подобные принципы пропагандируются сторонниками гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества.

Любое явление имеет свои границы и педагогическая толерантность – не исключение, но ее границы вещь достаточно спорная. Некоторые исследователи пытаются их определить, манипулируя понятиями терпение и терпимость, делая упор все же на терпении. Педагогическая толерантность находится в тесной взаимосвязи с профессионально важными качествами личности педагога, такими как альтруизм, наличие смысла жизни, восприятие и понимание неопределенности, фрустрация, адекватная самооценка, психологическая устойчивость, способность к рефлексии, внутренний локус контроля, конфликтоустойчивость, эмпатийность, креативность. Нельзя рассматривать каждое профессионально важное качество личности субъекта образования, составляющее содержание педагогической толерантности как независимую, вне связи друг с другом, переменную, так как упускается из вида эффект их совместного действия. Важен характер взаимосвязей между данными качествами.

Важно, чтобы педагоги в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к обучающимся с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

– оценочная деятельность должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;

– процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Соблюдение данных принципов позволит реализовать переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Реализация двух основных функций – воспитания и обучения – требует от современного педагога следующих личностных качеств:

– тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя, а именно: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т.е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.

Педагогика толерантности основывается на изменении отношения к ребенку. Личность может быть воспитана только личностью. К. Роджерс выделяет личностные установки, которые педагог реализует по отношению к учащимся:

- искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений;

- активное слушание и эмпатия чувств и состояний детей;

- выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого ученика как личности.

Педагогика сотрудничества как составная часть толерантности педагога

Формированию педагогической толерантности и формированию толерантной личности ребенка способствует педагогика сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. На страницах периодических изданий, а также в своих книгах С. Соловейчик обращал внимание на особенности педагогического общения, в основе которых – любовь, внимание и терпение к ребенку.

В ценностной ориентации педагогики сотрудничества выделяются три личностные установки педагога:

- принятие ребенка, коллеги таким, какой он есть;

- эмпатическое понимание другого;

- установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса.

Установка на принятие ребенка таким, какой он есть является условием прямого обращения педагога к своему обучающемуся, открытого диалога с ним, действительной помощи ребенку в становлении его как личности.

Личностная установка на эмпатическое понимание другого является противоположной оценочной. В основе оценочной установки лежит схематичный образ, формирующийся в сознании педагога в ходе взаимоотношений с обучающимися и другими педагогами. При эмпатическом понимании педагогу необходимо уметь сопереживать, т.е. переживать те же эмоциональные состояния, что испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствовать — переживать собственные эмоциональные состояния в связи с чувствами партнера по взаимодействию. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности.

Установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса возникает благодаря способности учителя отойти от стереотипного восприятия не столько обучающихся, коллег, сколько себя, своего статуса.

Выделение данных личностных установок во взаимодействии субъектов образовательного процесса позволяет утверждать, что методологическим принципом понимания общения в педагогике сотрудничества выступает педагогическая толерантность.

Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости. С необходимостью преодолевать стереотипность мышления для достижения толерантности появляется установка на проявление эмпатии. Такая необходимость возникает в связи с требованием воспринимать партнера по взаимодействию в его актуальном состоянии на данный момент, а не с учетом его прежних ошибок, в результате чего у человека складывается стереотип восприятия личности и ее поведения.

Педагогика сотрудничества предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью. Ведущая роль по взаимодействию между педагогом и обучающимся должна принадлежать педагогу, ему необходимо проявлять активную педагогическую позицию, личностную заинтересованность в партнерстве.

Правила толерантности (С. Соловейчик)

1. «Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» — принимаем ребенка таким, какой он есть.

2. «Нет, счастье – когда тебя принимают. Мы любим лишь тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть – создаем условия для конструктивного взаимодействия.

3. «Сильное великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и сотрудничество.

4. «Изобличая или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему, что он лжец, – он и становится лжецом навсегда» – стремление разобраться в ситуации, поддержка, сочувствие.

5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм.

Главное оружие педагогики сотрудничества — успех. В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления, которые на современном этапе должны быть определяющими в процессе обучения:

Гуманно-личностный подход к ребенку, который подразумевает развитие в комплексе всей совокупности качеств личности через всю образовательную среду учебного заведения, поддержку и развитие природных и получаемых способностей ребенка, развитие личности как главной цели образования, создание ситуации успеха. В этом случае приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Гуманное отношение к детям – это заинтересованность в судьбе ребенка, вера в ребенка, мастерство общения с ним, отсутствие принуждения, положительное стимулирование, терпимость к недостаткам. Демократичное отношение к процессу обучения и воспитания – это уравнивание значения прав ребенка и учителя, право на ошибку, направляющий, убеждающий, организовывающий стиль общения.

 Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, в котором содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель образовательного учреждения. Обучение происходит, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам, и способам мышления, можно наблюдать интеграцию школьных дисциплин, положительную стимуляцию учения, вариативность и дифференциацию обучения, совершенствование методов и форм учебного процесса.

Концепция воспитания, которая предполагает перемещение личности ребенка в центр образовательного процесса, формирование общечеловеческих ценностей, развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, а также сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит образовательное учреждение в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Педагогическая толерантность может быть рассмотрена как профессионально важное качество педагога, оказывающее влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса с точки зрения профессионального становления и развития личности педагога.

Список источников:

1.   Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. — М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. —240 с.

2.   Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст—тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).

3.   Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. толерантность – профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 33-35; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4116 (дата обращения: 27.01.2021).

4.   Крутецкий В.А., Балбасова Е.Т. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. — М.: Прометей, 1991. —112 с.

5.   Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

6.   ПоваренковЮ.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И.Страхова. -Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2013. -Вып. 21. -256с.

7.   Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерант­ности у школьников. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. — 192 с.

8.   Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). — Краснодар: Периодика Кубани, 2000. —256 с.


 

Доклад «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога

Доклад «Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога

Г.В. Безюлева, М.А. Перепелицына,

Г.В. Безюлева, М.А. Перепелицына,

Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение

Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение

Кроме того, педагогическая толерантность позволяет рассматривать ребенка не как средство, объект, а именно как главную ценность

Кроме того, педагогическая толерантность позволяет рассматривать ребенка не как средство, объект, а именно как главную ценность

Педагогика сотрудничества как составная часть толерантности педагога

Педагогика сотрудничества как составная часть толерантности педагога

Педагогика сотрудничества предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью

Педагогика сотрудничества предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью

Педагогизация окружающей среды

Педагогизация окружающей среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021