Доклад по теме "Использование компетенций при обучении иностранному языку"
Оценка 5

Доклад по теме "Использование компетенций при обучении иностранному языку"

Оценка 5
docx
06.11.2023
Доклад по теме "Использование компетенций при обучении иностранному языку"
Доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.docx

Доклад на тему «Формирование учебно –познавательных компетенций при обучении иностранному языку»

Интегративной целью обучения иностранному языку  в соответствии с новыми образовательными стандартами (2010), а также Примерной программой по иностранному языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции, важной составляющей которой является учебно-познавательная компетенция (УПК). Данная компетенция, основываясь на индивидуальных особенностях личности  школьника, призвана обеспечить эффективность его учебной деятельности по овладению иноязычным общением.

По мнению ученых  процесс формирования учебных умений как компонентов данной компетенции должен быть специальным образом организован. Продуктивность их формирования полностью базируется на совокупности принципов обучения.

Как известно, принципы обучения обусловливают все компоненты системы обучения. Принципы обучения – это исходные положения, которые обусловливают требования к учебному процессу в целом и все компоненты системы обучения (цели, задачи, методы, средства, организационные формы, процесс обучения) и обеспечивают эффективность обучения.

К первой подгруппе относятся общедидактические принципы, по-своему реализующиеся в ходе формирования УПК.

Принцип центрированности на личности учащегося ставит в центр образовательного процесса по овладению иностранного языка личность учащегося с его потребностями, мотивами, способностями, склонностями, жизненным опытом и.т.д. Принцип призван раскрыть потенциал личности школьника в свете формирования учебно-познавательной компетенции. Следуя данному принципу, необходимо учитывать в процессе обучения иностранному языку психологические факторы такие, как уважение личности  школьника, понимание и поддержка личностной неповторимости, индивидуального своеобразия каждого ученика, защита ребенка от психологических травм на уроке, развитие межличностных отношений. Данный принцип вбирает в себя общеизвестный принцип индивидуализации обучения, который отвечает за привитие обучающимся учебных умений, которые согласуются с его особенностями, опытом, склонностями.

Принцип наглядности является одним и доминантных при обучении иностранному языку. Сила его воздействия обусловлена преимущественно наглядно-образным мышлением учеников начальной школы. Принцип сознательности предполагает понимание младшими школьниками целей формирования учебно-познавательной компетенции, средств и способов их достижения. Е.В. Апанович подчеркивает роль детального информирования и инструктирования обучающихся и отмечает ведущее, центральное место данных приемов в развитии учебной деятельности  Становление УПК должно основываться на целенаправленном сознательном восприятии и осмыслении осваиваемых способов деятельности, их присвоении и творческой переработке. Данный принцип способствует формированию рефлексии и внутреннего плана действий, так необходимых в учебной деятельности  при изучении иностранного языка.

Принцип активности приобретает особо важную роль, поскольку овладение УПК возможно только в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в учебную деятельность по изучению иностранного языка. В современной психологии активность рассматривается как основная характеристика процесса познания. Активность возникает тогда, когда учащийся чувствует потребность и имеет необходимые предпосылки для её удовлетворения. Основными источниками активности являются мотивация, желание и интерес. Сказанное предопределяет тот факт, что формирование учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка возможно только при активном мотивированном участии младших школьников в данном процессе.

Принцип доступности и посильности предполагает представление учебного материала в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями  школьников. Данный принцип особенно актуален при обучении младших школьников, так как они обладают ограниченным (часто нулевым) учебным опытом и нуждаются в помощи по рационализации учебной деятельности при изучении иностранного языка. Овладение компонентами УПК не должно вызывать у них непреодолимых трудностей. Доступность и посильность достигается соблюдением требований к объему вводимого материала и темпу продвижения по учебной программе в соответствии с особенностями учеников начальной школы.

Принцип преемственности этапов обучения рассматривается как ступень поэтапной конкретизации его содержания, раскрывающая на соответствующем этапе иерархической последовательности его сущность. Данный принцип основан на гносеологических закономерностях, предполагающих «движение» познания не по кругу, а по спирали. При этом каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и оттенки и способствует прочности усвоения учебного материала. Другая группа принципов вбирает в себя совокупность частных принципов, обеспечивающих эффективность формирования УПК при обучении младших школьников иностранному языку.

Принцип синхронизации и интеграции объектов овладения – нормативно-рациональных и индивидуально-рациональных учебных умений предложен Е.Г. Таревой. Он предусматривает целенаправленное формирование у обучающихся не только нормативно-рационального компонента учебной деятельности, но и индивидуально-рационального компонента, который в отличие от первого не сформулирован в нормативных документах и не вводится извне (учителем), а формируется обучающимся самостоятельно при помощи и поддержке педагога . Нормативно-рациональные способы выполнения учебных действий предъявляются ученику в виде установленных норм, алгоритмов учебной деятельности. К совокупности нормативно-рациональных действий человек неизбежно добавляет собственные индивидуализированные приемы осуществления деятельности. У учеников должна быть возможность выбора наиболее адекватной из существующих (предложенных целенаправленно) программ учебной деятельности в соответствии с их индивидуальным стилем деятельности.

Принцип взаимной обусловленности процессов становления нормативно-рациональных и индивидуально-рациональных учебных умений определяет последовательность формирования данных умений. нормативно-рациональный компонент, как правило, вводится раньше, чем индивидуально-рациональный, первый является фоном для становления последнего, что свидетельствует о наличии подлинной зависимости между ними . Эффективно функционирующая система индивидуально-рациональных способов учебной деятельности положительно влияет на становление нормативно-рациональных приемов учебного труда, и наоборот.

Принцип мотивационного обеспечения учебного процесса  основан на понимании мотива как побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей человека. При формировании УПК важно максимально учитывать интересы  школьников, их возрастные особенности, а также мотивы обучения. Учителю иностранного языка необходимо обеспечить эмоционально-положительное отношение младших школьников к процессу рационализации их учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Принцип активизации рефлексивных процессов предусматривает актуализацию способности  школьников к самооценке, самосознанию, самоконтролю, активизацию их ранее приобретенного опыта в учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Принцип взаимодействия участников учебного процесса предполагает взаимодействие учеников и учителя, учеников между собой, учителя и родителей младших школьников. Он предусматривает выполнение групповых, коллективных заданий учебного характера субъектами учебного процесса, а также интеракцию учителя и родителей младших школьников с целью рационализации учебной деятельности младших школьников по изучению иностранного языка. На уроках иностранного языка ученики  учатся под руководством учителя.Предложенные принципы являются основополагающими для создания методики формирования у младших и старших  школьников учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка. Сам же факт её сформированности будет свидетельствовать о повышении эффективности овладения иноязычным общением, сокращении трудозатрат, психоэмоциональной энергии, о повышении внутренней мотивации. Все это будет способствовать формированию элементарной коммуникативной компетенции – способности к общению средствами иностранного языка на уровне, определенном программными требованиями.


 

Доклад на тему «Формирование учебно –познавательных компетенций при обучении иностранному языку»

Доклад на тему «Формирование учебно –познавательных компетенций при обучении иностранному языку»

Данный принцип вбирает в себя общеизвестный принцип индивидуализации обучения, который отвечает за привитие обучающимся учебных умений, которые согласуются с его особенностями, опытом, склонностями

Данный принцип вбирает в себя общеизвестный принцип индивидуализации обучения, который отвечает за привитие обучающимся учебных умений, которые согласуются с его особенностями, опытом, склонностями

Овладение компонентами УПК не должно вызывать у них непреодолимых трудностей

Овладение компонентами УПК не должно вызывать у них непреодолимых трудностей

Принцип взаимной обусловленности процессов становления нормативно-рациональных и индивидуально-рациональных учебных умений определяет последовательность формирования данных умений

Принцип взаимной обусловленности процессов становления нормативно-рациональных и индивидуально-рациональных учебных умений определяет последовательность формирования данных умений

Сам же факт её сформированности будет свидетельствовать о повышении эффективности овладения иноязычным общением, сокращении трудозатрат, психоэмоциональной энергии, о повышении внутренней мотивации

Сам же факт её сформированности будет свидетельствовать о повышении эффективности овладения иноязычным общением, сокращении трудозатрат, психоэмоциональной энергии, о повышении внутренней мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023