МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ДОКЛАД
ТЕМА
«Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия»
по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин
Казетов Сергей Николаевич
2022
Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия
Эта форма организации производственной практики получила наибольшее распространение благодаря своей сравнительной простоте ее осуществления, хотя объективно эффективность ее гораздо ниже, чем практики в составе ученических бригад.
В то же время опыт показывает, что при правильной организации практики, умелом руководстве ею со стороны мастера производственного обучения, при установлении нормальных деловых отношений между учебным заведением и предприятием, мастером и руководителями подразделений предприятия и квалифицированными рабочими, в бригадах которых учащиеся проходят практику, такая форма организации и проведения производственной практики дает вполне удовлетворительные результаты.
Обобщая опыт, можно выделить следующие основные вопросы деятельности мастера производственного обучения по руководству практикой учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих:
инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) о способах и средствах выполнения производственных работ;
контроль правильности загрузки учащихся работами, типичными и характерными для их профессии;
участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка успеваемости учащихся;
выдача, руководство и контроль выполнения учащимися заданий по изучению современной техники и технологий, применяемых на предприятии;
перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участкам в соответствии с программой практики и графиком перемещения;
помощь учащимся в ведении дневников практики, контроль правильности ведения дневников;
организация обучения учащихся современным передовым приемам и способам выполнения производственных работ, применяемых на предприятии.
Важное значение для успешности практики учащихся в составе производственных бригад имеют деловые взаимоотношения мастера с квалифицированными рабочими бригад, где учащиеся проходят практику.
Эти взаимоотношения во многом влияют на установление контактов рабочих, специалистов с учащимися, включенными в бригады.
Вводное инструктирование учащихся, как правило, проводит квалифицированный рабочий, с которым работает учащийся в бригаде. Однако и мастер производственного обучения, используя создавшиеся благоприятные условия, также проводит инструктирование учащихся, прежде всего при перестановке учащихся на новые рабочие места или новое оборудование, новые виды работ. Фактически проводится смешанное вводно-текущее инструктирование. Оно включает обычно следующие вопросы:
характеристика работ, выполняемых на данном рабочем месте, технические требования к ним;
особенности устройства и работы оборудования, приборов; способы применения инструментов, приспособлений; режимы работы оборудования, способы управления им, правила ухода;
разбор технической и технологической производственной документации, характерной для данного рабочего места или вида работы;
разъяснение конкретных обязанностей учащихся на рабочем месте; особенности процесса выполнения работы, способы самоконтроля и итогового контроля выполненных работ;
объяснение и показ приемов и способов выполнения производственных работ, характерных для данного рабочего места;
рассмотрение особенностей организации труда, рабочего места, правил безопасности, санитарно-гигиенических требований к процессу выполнения производственных работ;
разбор способов обеспечения необходимой производительности труда;
разъяснения, от кого и по каким вопросам учащиеся должны получать текущие указания в процессе работы, кто и по каким вопросам обслуживает данное рабочее место; порядок получения материалов, инструментов; информация учащихся, к кому обращаться в случае неполадок в работе оборудования.
Это, естественно, общая схема такого инструктирования. Ею следует пользоваться с учетом конкретных особенностей содержания и организации производственного процесса.
Сущность текущего инструктирования учащихся состоит в том, что мастер следит за выполнением учащимися требований технологического процесса и правильным использованием оборудования, надлежащим уходом за ним, соблюдением правил безопасности, организацией рабочих мест.
Время и содержание такого инструктирования диктуется ходом производственного процесса, характером работы учащихся. Мастеру не следует вмешиваться в текущую работу учащегося и давать ему указания в процессе его совместной работы с квалифицированным рабочим. Это обычно делается во время перерывов в работе. Вмешательство в текущую работу учащегося оправданно только при нарушении технологии или правил безопасности. В любом случае текущие указания и замечания учащемуся в ходе его производственной работы в бригаде уместны лишь тогда, когда мастер убежден в их правильности, своевременности и производственной необходимости.
Путем индивидуального текущего инструктирования учащихся в процессе их работы мастер помогает им самостоятельно принимать производственные решения, преодолевать встретившиеся в работе затруднения, осваивать наиболее рациональные приемы и методы труда, способствующие обогащению их производственного опыта.
Руководство мастера работой учащихся не ограничивается только этим. Мастер обязательно принимает участие в разборе совместно с учащимися производственных заданий в начале смены, при переходе от одной работы к другой, при сдаче выполненных работ. Особое внимание мастер уделяет учащимся, заканчивающим очередное сложное задание. Совместно с учащимся он проверяет соответствие выполненных работ установленным требованиям, разбирает с ним достоинства и упущения в работе, совместно с учащимся предъявляет выполненную работу в отдел технического контроля.
В процессе руководства производственной практикой следует как можно более полно и эффективно использовать возможности производственного инструктажа, проводимого в цехе, на участке, в производственной бригаде, следить за использованием учащимися полученных при этом указаний и рекомендаций в своей текущей работе.
Большую методическую помощь мастеру в руководстве производственной деятельностью учащихся оказывает использование разрабатываемых на предприятии инструктивно-технологических документов, а также материалов научно-технической информации.
В заключение приведу памятку, рекомендациями которой следует руководствоваться для повышения эффективности проведения производственной практики.
ПАМЯТКА
мастеру по руководству производственной практикой учащихся в условиях производства
Наибольший учебно-воспитательный эффект дает такая организация производственного обучения и практика, когда учащиеся выполняют учебно-производственные работы самостоятельно. Необходимо всегда стремиться обеспечить учащихся «самостоятельными» объектами работы.
При планировании своей работы намечайте в первую очередь инструктирование тех учащихся (бригад), которые приступают к новой работе или выполняют трудные, сложные работы.
При переводе учащегося на новое рабочее место ему необходимо четко разъяснить, где он будет работать, что будет делать, что он должен освоить, чему научиться.
Мастер всегда должен точно знать, где в настоящее время работает каждый учащийся его группы, кто им (сю) руководит, что и как он (она) делает, насколько выполняемая работа соответствует требованиям учебной программы.
Недостаточная занятость, безделье — главные причины низкого уровня профессиональной подготовки и воспитанности учащихся, нарушений дисциплины. Внимательно следите и принимайте своевременные меры для полной загрузки учащихся производственными работами.
Строго следите за правильностью загрузки учащихся работой. Не допускайте использования учащихся на подсобных и вспомогательных работах, не соответствующих требованиям учебной программы.
Постоянно приучайте учащихся пользоваться в ходе работы производственной технической, технологической и инструктивной документацией. Организуя производственное обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих, нужно направлять их в такие бригады, где есть чему научиться.
Привлекая в качестве наставников учащихся квалифицированных специалистов и рабочих предприятия, необходимо обеспечить, чтобы они четко знали, что знают и умеют учащиеся, чему их нужно обучить.
Нужно постоянно следить,
чтобы учащиеся учились у наставников, а не только выполняли совместно с ними работу.
Старайтесь как можно больше и полнее использовать в учебных целях производственный (цеховой, бригадный) инструктаж, особенно по передовым приемам работы, способам обслуживания и управления новым оборудованием, вопросам безопасности труда.
Широко привлекайте учащихся к коллективному обсуждению хода и результатов учебно-производственной деятельности ученических звеньев, бригад, группы в целом.
Подводя итоги, стремитесь, чтобы учащиеся четко представляли, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.