Доклад
«Проблемы изучения родного (кумыкского) языка
в условиях двуязычия».
Подготовила учитель родного(кумыкского) языка
Хасанова Роза Гиляниевна
Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение
передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и
литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным,
воспитанным. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту
духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и
традиции.
Времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к
сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Раскрывая проблематику
преподавания, хочу представить несколько проблемных моментов.
Во-первых, меняются устои: в последние годы двадцатого столетия стало много
смешанных браков, явление, которое было недопустимо в наших селах. Молодые
семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок
растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней.
Во-вторых, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что
для успешной учебы, карьеры родной язык является помехой.
Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия наиболее важными задачами являются
следующие:
Довести до родителей понимание значимости родного (кумыкского) языка;
Прививать любовь и уважение к родному языку.
Какими средствами можно решить эти проблемы?
Обучение языку - большая и трудная работа. За 16 лет преподавания кумыкского
языка в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным
средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка является
народная педагогика.
В. Сухомлинский писал: «Народная педагогика – это средоточие духовной жизни
народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера,
лицо народа! Характер народа, лицо народа, нравственные идеалы особенно ярко
проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и
пословицах».
Через жанры устного народного творчества я знакомлю детей с жизнью, бытом,
обычаями татарского народа. Это способствует усвоению материала урока, развитию
связной и диалогической речи детей, расширяет словарный запас, а также влияет
на духовное и нравственное взаимообогащение.
Народная педагогика тесно связана с этнографикой. Поэтому я на своих уроках и
внеклассных занятиях активно использую материалы школьного музея. В нем
представлены предметы быта, обихода, а также предметы, отражающие культуру
нации. Знакомство с ними вызывает большой интерес не только детей, но и их
родителей. Через знакомство с экспонатами мы раскрываем содержание многих
произведений, жизнь героев. На мой взгляд, вовлечение детей в исследовательский
процесс – изучение предметов одежды, быта, возможность подержать их в руках,
раскрытие секретов и значения кумыкского орнамента на полотенцах, тюбетейках,
фартуках – пробуждает в детских душах чувство гордости, уважения и восхищения
своим народом, своими предками.
Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки,
поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной,
так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют
умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию
диалогической речи.
Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и
развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки,
оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных
элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической
деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и
грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и
творческие способности.
Хороший результат дает вовлечение детей во внеклассные, общешкольные
мероприятия. Становясь активными участниками таких мероприятий, как «Навруз»,
«Сабантуй» и др., учащиеся детально знакомятся с порядком проведения
мероприятий. В будущем эти правила дети переносят в свою жизнь. Родителям эти
мероприятия также интересны, т.к. их поколение выросло, не зная этих
правил.
Большое значение придается в работе построению межкультурных коммуникаций. Так,
например, традиционными для школы стали мероприятия «День родных языков»,
«Радуга культур». Здесь звучат песни и стихи на кумыкском и других языках,
показываются национальные танцы и другие элементы.
Таким образом, для решения проблем, обозначенных выше, считаю важными следующие
моменты:
вести активную пропаганду среди родителей о значимости изучения родного языка;
использовать при изучении языка связь с историей народа, культурой;
соблюдать преемственную связь между «тремя китами» воспитания: родители –
детский сад – школа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.