Доклад "Профильное обучение. Право"

  • doc
  • 30.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала профиль - право.doc

 

 

Доклад

 

Тема: Профильное обучение. Право.

Подготовила: Нечаева Л.А., учитель истории и обществознания МОБУ «Соловьёвская СОШ», Тындинский район

 

         Среди множества школьных предметов обществознание занимает особое место. Эта школьная дисциплина, пожалуй, находится ближе других к реалиям жизни, текущей за пределами школы, и более быстро реагирует на изменения, происходящие в обществе. Также обществознание является самым выбираемым предметом среди выпускников 9-х и 11-х классов. На протяжении нескольких лет обучающиеся МОБУ «Соловьёвская СОШ» выбирают социально-экономический профиль.

          Один из разделов обществознания, изучаемый на профильном уровне как самостоятельный учебный предмет, - право. Введение права в учебную программу позволяет учащимся приобрести необходимые в современной жизни правовые знания и уважение к праву, обучиться основным действиям по защите собственных интересов, сформировать навыки обращения за квалифицированной юридической помощью.

          Право призвано развивать в людях чувство справедливости, стремление к правде, гуманности. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости было зафиксировано ещё в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости».

         Изучение в школе обществознания и права как его составляющей преследует чёткие цели: способствовать становлению личности выпускника, формировать чувство гражданственности, уважения к закону, воспитывать в каждом школьнике гражданина.

Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяя ученику не только приобрести правовые и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.

Таким образом, современное правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на старшей ступени образования на профильном изучении данного курса.

В рамках системы правового обучения обеспечивается формирование:

·         устойчивой потребности в правомерном доведении;

·         углублённого уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и тому подобное);

·         способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

·         навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

         Условиями решения образовательных задач на профильном уровне изучения права являются:

·         образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

·         учебные курсы, обеспечивающие (соответственно профилям) расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и другое.

  Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:

·     способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

 

 

 

 

 

 

·     углублённого уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и тому подобное);

·     способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

·     навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

            При изучении права на профильном уровне выделяются часы в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, где право изучается в качестве самостоятельного курса в социально-экономическом проектируемом профиле: 140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах. Когда на базовом уровне модулю «Право» в рамках обществознания отводится всего 36 часов на старшей ступени обучения.

           Углублённое изучение данного курса позволяет обучающимся лучше подготовиться к единому государственному экзамену по обществознанию, который является самым выбираемым среди выпускников и, где примерно 1/3-ю часть составляют вопросы по праву. Многие из этих вопросов не изучается на базовом уровне.     

            Например, на профильном уровне изучается подробно история развития не только современного права, но и история права древности, Средневековья, Нового времени, а также 10 часов отводится на изучение истории развития права в нашем государстве. Таким образом, у обучающихся есть возможность познакомиться с источниками права разных периодов.

           Большое внимание на профильном уровне уделяется теме «Правотворчество и правореализация». Обучающиеся знакомятся с принципами правотворческой деятельности, с особенностями правоприменительной деятельности, учатся составлять акты применения права, анализировать правовую ситуацию, разрешать спор.

           Достаточное количество часов, выделяемых на изучение основного закона нашей страны, позволяет организовать эффективную работу с текстом Конституции РФ, сравнивая её с содержанием, например, Устава области, статьями Всеобщей декларации прав человека.

           На изучение отдельных отраслей права выделяется 60 часов, что позволяет подробно анализировать нормативные документы, решать правовые задачи.

           Правовой материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне, – гораздо выше уровень его освоения и понимания через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни. С этой целью важно сочетать в учебном процессе различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работу с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы.

           Всё это позволяет реализовать изучение права на профильном уровне.

           Как рекомендацию, можно предложить учителям, которые работают или будут в будущем работать по социально-экономическому профилю, книгу Е.А. Мавлютовой, в которой подробно излагаются концепция, методики и инновации преподавания права.

 

Методические задачи преподавания права на профильном уровне:

·     органическое сочетание в процессе изучения курса фундаментальных и практических знаний и умений;

·      работа с источниками, нормативно-правовыми документами, различными текстами;

 

 

 

 

·     применение разнообразных форм уроков, в том числе практических и лабораторных занятий с использованием комплекса познавательных задач;

·     новые подходы к контролю и оценке знаний и умений учащихся.

При изучении права на профильном уровне:

1)      Выделяются часы в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, где право изучается в качестве самостоятельного курса в социально-экономическом проектируемом профиле: 140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах.

2)      При формировании профильных классов учитываются результаты государственной (итоговой) аттестации в IX классе по обществознанию и портфолио учебных достижений учащихся (результаты конкурсов, олимпиад по обществознанию, праву, участие в социальных проектах и.т.д.), итоги прохождения предпрофильных правовых элективных курсов.

Учителям права для реализации требований стандарта к уровню правовой подготовки учащихся, формирования правовой компетенции необходимо:

1. На этапе планирования уровня правовой подготовки учащихся старшей школы, обратить внимание на формирование умения применять знания в новой ситуации.

2. Для реализации деятельностного подхода к правовому образованию, закрепленного в Государственном образовательном стандарте, необходимо изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса.

3. Уделять более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса профильного уровня, недостаточно отраженным в учебниках для старшей школы, используя при этом различные дополнительные материалы. Большим подспорьем в овладении содержанием курса может стать постоянное обращение к материалам СМИ, их анализ и интерпретация.

4. При изучении курса на профильном уровне обратить внимание на усвоение знаний на высоком уровне теоретического обобщения, отработку ведущих понятий, их признаков и характерных черт, научение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами. Активно использовать работу с различными источниками правовой информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета.

5. Для формирования информационной и коммуникативной компетенции учащихся уделять больше внимания работе с текстами правового содержания, развивать умение точно истолковывать и глубоко анализировать любой текст, грамотно формулировать собственные мысли, оперативно искать информацию для их подтверждения или проверки.

6. Повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных.

7. Использовать в процессе преподавания курса права учебные пособия, входящие в состав методического комплекта, рекомендованного Министерством образования и науки РФ, что позволит существенно активизировать познавательную деятельность учащихся и развить необходимые умения:

9. Особое внимание уделять видам учебной деятельности, направленным на умение рассуждать, приводить аргументы по определенным правовым проблемам, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах общественных явлений.

10. При подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом необходимо обратить внимание учащихся на некие общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий данного типа. Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Иными словами, что именно требуется сделать и как записать ответ. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.), например, признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и зафиксировать, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Нередко вместо требуемых трех элементов ответа учащийся приводит, например, пять-шесть, затрачивая силы и время на то, что не будет оцениваться (и, наоборот, к примеру, указывает один вместо двух или трех элементов). В этом случае  ответ может быть правильным, но неполным, и получить максимальный балл невозможно.

 

 

 

 

 

11. Больше внимания в преподавании права уделять раскрытию и проработке понятий курса на конкретном материале, демонстрации возможностей использовать теоретические знания для решения практических правовых задач. Рекомендуется познакомить учеников с технологией решения практических задач:

·      Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания).

·      Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:

-  определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

-  подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

·     Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.

·     Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

·     Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

·     Убедитесь в правильности вашего ответа:

-  соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

-  если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

-  нет ли противоречий между вашими аргументами;

-  нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

-  можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

-  не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо намеченных вами.

12. Акцентировать внимание на усиление интегративных внутрикурсовых и межпредметных связей.

13. Шире вводить в практику преподавания наряду с традиционными методами и формами тестовые формы контроля знаний, используя учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.

14. Активно использовать при изучении предмета на профильном уровне работу с различными источниками правовой информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета.

15. Обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса; при этом важно опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, использовать различные формы и способы проверки знаний и умений.

16. Организовать личностно-ориентрованную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных старшеклассников по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям.

17. При разработке тематического планирования курсов права целесообразно ориентироваться на рекомендации примерных программ по праву для основной и старшей школы (профильный уровень).