Выступление на педагогическом совете «Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образовании»
(№2) Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Это накладывает особую ответственность на основную школу.
(№3) Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. (№4, 5) Это отражено в следующих документах.
(№6) В широком смысле слова профориентация - представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, его заместителем, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- Профессиональная информация;
- Профессиональное воспитание;
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. К ним относятся: система профориентации, которая вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, формирование элементов культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
В рамках нашей школы также проводится профориентационная работа с учащимися.
Участи в премьере сериала «Билет в будущее 2022»
(№7) Участие в федеральном проекте «Шоу профессий»
(№8) Районное мероприятие «Ярмарка профессий» на базе ЦВР
(№9) Работа на он-лайн платформе в рамках «Национальные проекты России. Образование» Минпросвещения РФ «Билет в Будущее» (учащиеся 6, 7, 8, 9 классов)
(№10, 11) В рамках недели занятости с 24.10-28.10 были проведены встречи со специалистами центра занятости, работодателями, представителями профессиональных организаций, Вузов и СМИ, посещение организации, анкетирование учащихся, проведение классных часов.
Участие в открытых он-лайн уроках (ноябрь) в рамках распоряжения Минпросвещения России по ранней профориентации.
(№12) Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.