Доклад "Роль игровых технологий на уроках математики"
Оценка 4.9

Доклад "Роль игровых технологий на уроках математики"

Оценка 4.9
doc
16.11.2021
Доклад "Роль игровых технологий на уроках математики"
Доклад Роль игровых технологий на уроках математики.doc

ДОКЛАД

“Роль игровых технологий на уроках математики”

Преподаватель математики

Колледжа НГГТИ

С.Е.Аверьянова

 

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить их поверить в свои силы?

В связи с этим, основная задача заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.

Данная проблема широко рассмотрена в работе В. А. Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и в школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Д. Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов

Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса. Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуальная деятельность; эмоциональные проявления; волевые проявления.

Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрывать притягательные стороны математики.

Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Считаю, что математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность обучающихся. Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

 

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:

ü игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;

ü в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

ü игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;

ü включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

ü разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.

 

Математическая игра: цели, задачи, функции и требования.

Цели применения математических игр:

·        развитие мышления;

·        углубление теоретических знаний;

·        самоопределение в мире увлечений и профессий;

·        организация свободного времени;

·        общение со сверстниками;

·        воспитание сотрудничества и коллективизма;

·        приобретение новых знаний, умений и навыков;

·        формирование адекватной самооценки;

·        развитие волевых качеств;

·        контроль знаний;

·        мотивация учебной деятельности

 

Задачи математических игр:

1.       образовательные:

·        способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

·        способствовать расширению кругозора учащихся и др.

2.       развивающие:

·        развивать у учащихся творческое мышление;

·        способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

·        способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

3.       воспитательные:

·        способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности;

·        воспитать нравственные взгляды и убеждения;

·        способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

 

Функции математических игр:

1.                 Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2.                 Математическая игра требует от обучающегося, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать обучающийся не сможет участвовать в игре.

3.                 В играх обучающиеся учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4.                 Результаты игр показывают обучающимся их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании обучающихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5.                 Во время участия в математических играх обучающиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

 

Требования к игровым урокам

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы обучающиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом различных групп обучающихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых и, наоборот, более сложный вариант для сильных обучающихся. Для совсем слабых - разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка.

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом не только сильные учащиеся е проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.

Виды математических игр:

·        игры-упражнения;

·        игры-путешествия;

·        сюжетная ролевая игра:

·        игра-соревнование.

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, осмысления и закрепления учебного материала. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.

Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

 

 

 

Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации., а обучающиеся играют определённые роли.

Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет преподавателю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.

 

Классификация математических игр по назначению.

 По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.

Участвуя в обучающей игре, обучающиеся приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний: они вынуждены приобрести новые знания перед игрой; очень заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным на игре, обучающийся может изучить его подробнее уже самостоятельно.

         Воспитывающая игра имеет целью воспитать у обучающихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.

Для участия в контролирующей игре обучающимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы закрепить свои полученные знания, проконтролировать их.

Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры - это привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету.

И последний вид в этой классификации, это развивающие игры. Они в основном предназначены для сильных обучающихся, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления при решении соответствующих заданий.

Все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей, лишь в соотношении между целями можно говорить о принадлежности математической игры к тому или иному виду.

 

По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.

Игры чаще всего принимают коллективный характер. Они привлекают не только сильных, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие обучающиеся, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.

С другой же стороны, сильные предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества.

 

По реакции выделяют подвижные и тихие игры.

Основной деятельностью обучающихся является учеба. Они проводят в 6 - 8 часов в день на занятиях, и дома 2-3 часа уходит на выполнение домашнего задания. Естественно, что их организм требует движения, поэтому на занятиях нужно вводить элементы подвижности.

 Математическая игра позволяет включить в себя подвижную деятельность и не мешает умственной работе.       Встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости. Для таких детей подойдут тихие игры, такие как различные головоломки, кроссворды, игры на складывание и разрезание фигур, и многие другие.

 

По темпу выделяют скоростные и качественные игры.

 Некоторые математические игры должны принимать форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой подростков, стремления к различным видам состязаний.

 Следует различать два вида состязаний.

Ø  Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач. Например, задания на скорость выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем и т. д. Такие игры называются скоростными.

Ø  Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.

 Первый вид игр (скоростные) необходим, когда нужен автоматизм действий, формируется навык быстрого вычисления, выполнения действий, не требующих большого умственного труда. Также элементы скоростных игр могут быть включены в другие математические игры. Использование таких игр сопровождается эмоциональным подъемом, желанием выиграть, стремлением быть не только лучшими, но и самым быстрым, вызывает интерес обучающихся.

 Качественные же игры направлены на серьезные вычисления, требует вдумчивой работы над трудными задачами, теоремами. Такие игры способствуют пробуждению мыслительной деятельности обучающихся, заставляют их активно думать над задачей, развивают настойчивость, упорство, что необходимо в учебе. Неразрешимые, казалось бы, сложные задачи способствуют повышению умственного труда, упорства, и, как следствие, желанию узнать больше, появлению интереса к предмету.

 

Выводы:

Задача преподавателя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей обучающихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Считаю, что преподаватель должен восхищаться красотой и мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить, что, встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд, мировоззрение, убеждения, творческие способности.

Игровые технологии используются на занятиях в следующих случаях:

ü в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета;

ü как элемент более обширной технологии;

ü в качестве урока или его части;

ü как технология внеклассной работы.


ü

ДОКЛАД “Роль игровых технологий на уроках математики”

ДОКЛАД “Роль игровых технологий на уроках математики”

Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры

Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры

Задачи математических игр: 1

Задачи математических игр: 1

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний

Классификация математических игр по назначению

Классификация математических игр по назначению

Естественно, что их организм требует движения, поэтому на занятиях нужно вводить элементы подвижности

Естественно, что их организм требует движения, поэтому на занятиях нужно вводить элементы подвижности

Игровые технологии используются на занятиях в следующих случаях: ü в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; ü как элемент…

Игровые технологии используются на занятиях в следующих случаях: ü в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; ü как элемент…
Скачать файл