Доклад "Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Доклад "Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
25.02.2020
Доклад "Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания"
сем-р передел..docx

 

Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания.

 

 

                                                                   «Из всех наук, которые должен знать человек,

                                                                     главнейшая есть наука о том, как жить, делая

                                                                     как можно меньше зла и как можно больше добра»

 

                                                                                                              Лев Николаевич Толстой.

 

     Мы все стремимся, чтобы наши дети стали добрее и духовнее, тогда таковым будет и наше будущее. Детям и подросткам в их духовных исканиях нужна и важна помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать.             Педагогический коллектив нашей гимназии решает вопросы духовности в учебно – воспитательном процессе с учетом , всего лучшего, что достигнуто в русской, украинской, советской и мировой педагогике за предыдущие годы.

 В далеком 1998 году по инициативе директора гимназии Николая Сергеевича Прасоленко в учебном плане нашего учебного  заведения появилась новая дисциплина – «Основы христианской этики». Своеобразным центром духовности гимназии является кабинет основ Православной веры, который работает с 1998 года.

         Все эти годы гимназия работает в содружестве с представителями духовенства города. Именно при поддержке отца Дионисия директор гимназии Николай Сергеевич Прасоленко еще в начале двухтысячных заложил прекрасную традицию – Благодарственные молебны.

        Важными элементами воспитывающей среды нашего школьного дома являются освященный источник и часовня, расположенные на территории гимназии.

         Как итог многолетнего труда в 2015 году осуществилась наша общая мечта – гимназии присвоено имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских.

       Духовному cтановлению личности ребенка сопутствует процесс переживания и присвоения высоких нравственных ценностей. Однако сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность. Процессы глобализации направлены на разрушение традиционных и национальных ценностей, замену их новыми, зачастую оказывающими на детскую психику разрушающее воздействие. Противостоять можно, лишь помогая формированию основ духовности.

Среди средств, которые использует общество для формирования нравственности своих членов, можно выделить безусловный запрет на уровне норм общественной морали, цензуру и позитивную информацию в системе образования и культуры. Именно этой позитивной информации так не хватает детям и подросткам сегодня. Восполнить недостаток позитивной информации, научить ее искать и использовать могут родители, учителя и, несомненно, мы, школьные библиотекари. Школьная библиотека должна стать особой воспитательно-образовательной средой, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, центром духовно-нравственного воспитания. У нас, библиотекарей, есть все возможности, чтобы помочь ребенку сформировать свое нравственное чувство, способность отличать добро от зла, духовно пробудить, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира, научить правильно относиться к своим даже самым сложным жизненным ситуациям, развить у ребенка правильную жизненную ориентацию, способность видеть в себе свои недостатки и бороться с ними, сформировать способность различать полезное для себя и вредное и противостоять последнему. Очень важно сформировать у ребенка правильное представление о том, кто такой хороший человек, какими он наделен качествами.

А для этого нужно научить осознанно выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы.

Главная цель в работе библиотеки нашей гимназии - формирование духовно-нравственной личности. Исходя из этого, все мероприятия направлены на воспитание духовно-нравственных качеств, чувства красоты, гармонии, на приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям. Главное сегодня - найти оправданные способы влияния на чтение детей и развитие их духовных и нравственных качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания в нашей школьной библиотеке решаются через следующие направления работы:

•  приобщение детей к традиционным для Республики духовно-нравственным ценностям;

•  раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;

•  формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

•  знакомство с православной культурой;

•  создание одухотворенного образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Духовно-нравственное - воспитание процесс комплексный и осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта - одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно-нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с её внутренним содержанием, с её внутренней жизнью. Извне предложенное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым.

Поэтому основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая бы духовно обновляла и формировала личность.

Такую среду мы пытаемся создавать в нашей школьной библиотеке, среду, где ребенок не только имеет возможность получать необходимые знания, умения, навыки, но и постепенно может формировать свой личный нравственный опыт через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление положительных образов, практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, чувства товарищества, желания оказать помощь другим, действовать ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки, за порученные дела

Именно поэтому мы работаем над тем, чтобы наша школьная библиотека была не только центром информации в школе, но и стала центром духовно-нравственного воспитания и общения.

Схематично наша деятельность в этой области выглядит следующим образом.

http://pandia.ru/text/78/011/images/image001_72.jpg

Работая в этом процессе, я использую разнообразные формы.

Прежде всего:

– книжно-иллюстративные выставки, тематические полки,  которые привлекают внимание читателей к литературе духовного содержания, классической литературе, к лучшим образцам народного творчества.

- Наиболее эффективными формами работы считаю обсуждение книг и фильмов, дискуссии, беседы на темы нравственности, праздники народной культуры, интеллектуальные игры, вечера духовной поэзии и духовной музыки, тематические вечера по основам православной культуры, слайд-презентации и виртуальные экскурсии по святым местам, акции «Помоги ближнему своему», предполагающие помощь пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями.

Это и циклы бесед «Пусть не гаснет свеча духовности», «От Рождества до святого Крещения»

 И часы нравственности на темы «Православные святые», «Добро и зло: причины наших поступков», «Душу исцелит добро»

Это и конкурсы стихов.

- Большим успехом у гимназистов пользуются благотворительные ярмарки, мероприятия, организованные  совместно со священнослужителями: встречи, беседы, экскурсии в православные храмы, часы духовности. Экспонируются книжные выставки.

Систему работы школьной библиотеки по духовно-нравственному воспитанию мы схематично представляем в виде могучего ДРЕВА ЖИЗНИ, корнями уходящего в православную культурную традицию, поскольку живем мы в Республике, культура которой неразрывно связана с Православием. Без знаний православной культуры мы не сможем понять ни литературу, ни историю, ни искусство, ни быт, ни традиции родной земли, населенной различными народами, которые всегда отмечали радушие народа православного, его мудрость, милосердие и простоту.

На корнях нравственности вырастает ЦВЕТОНОСНОЕ ДРЕВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ с могучим стволом, пышной кроной. Необыкновенные цветы нашего ДРЕВА - основные направления работы:

•  основы нравственности;

•  духовно- патриотическое воспитание

•  духовное краеведение.

 

    Все, что, проводится в гимназии , соответствует возрасту, знаниям и интересам ребят. Кроме этого, наш коллектив старается, чтобы большинство детей смогли принять активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий. Это и есть маленькие родники культурно – нравственных и духовных ценностей в дальнейшей после школы жизни.

Я уверена, что мероприятия, проводимые всеми нами - библиотекарями, учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.

Готовых рецептов воспитания духовно-нравственной культуры личности не существует. Результаты любого воздействия отсрочены во времени и их трудно отследить в полной мере. Тем не менее, мы, работники библиотек, постоянно и целенаправленно должны

осуществлять мероприятия, призванные пробудить в наших читателях то «разумное, доброе, вечное», что и составляет сущность нравственности и духовности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания

Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания

У нас, библиотекарей, есть все возможности, чтобы помочь ребенку сформировать свое нравственное чувство, способность отличать добро от зла, духовно пробудить, воспитать личность, перед которой были…

У нас, библиотекарей, есть все возможности, чтобы помочь ребенку сформировать свое нравственное чувство, способность отличать добро от зла, духовно пробудить, воспитать личность, перед которой были…

Извне предложенное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым

Извне предложенное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым

Работая в этом процессе, я использую разнообразные формы

Работая в этом процессе, я использую разнообразные формы

Р еспублике , культура которой неразрывно связана с

Р еспублике , культура которой неразрывно связана с
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей