Доклад "Социализация - основная задача школы-интерната"

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социализация - основная задача школы-интерната.docx

Социализация - основная задача школы-интерната

 

 

Социализация – основная задача в деятельности коррекционной школы 8 вида

 

Обучение детей ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта.

Дети, обучающиеся в нашем интернате, совершенно разные и по личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию: это и сироты, и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в развитии.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.

Важное место в интернате придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Поэтому в интернате разработаны программы социально-педагогической деятельности, включающие в себя несколько методик.

В нашей работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов, приёмов в обучении, воспитании и адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

Педагоги школы - интерната широко используют разнообразные формы коррекционной работы.

Наш опыт работы показывает, что одним из эффективных методов по социальной реабилитации детей является проектная деятельность. Вот, например, малыши 2 класса участвовали в проекте «Как растёт хлеб». Они решили выяснить, где же действительно «растёт» хлеб, проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая. Ведь никому не секрет, что в наше время многие не задумываются о цене хлеба в жизни человека, каким трудом он достаётся. Особенно дети младшего школьного возраста, живущие в интернате с малых лет, в недостаточной степени имеют представление о зерновых культурах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживают - в целом, о том, как выращивают хлеб. Это был коллективный творческий труд не только учащихся, но и учителей, воспитателей, логопеда, психолога, учителя музыки, шефов – старшеклассников. Педагоги проводили беседы, знакомили детей с профессиями хлебороба, познакомили со стихами русских поэтов. Вместе читали очень много рассказов, сказок о хлебе, о тех, кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы, поговорки. Второклассники закрепляли знания на уроках ИЗО -рисовали хлебное поле, хлебобулочные изделия; на уроках труда лепили пшеничные колосья; на занятиях по конструированию - конструировали сельхозмашины, музыки – разучивали песни. На классных часах были показаны детям мультимедийные презентации «Как хлеб приходит к нам на стол», «Хлеб блокадного Ленинграда». Была оформлена выставка творческих работ «Хлеб – всему голова», в которую вошли поделки, рисунки детей.

Дети совместно со взрослыми посеяли семена пшеницы и ржи в ящики с землей. Затем наблюдали за их ростом и записывали свои наблюдения. Чтобы лучше узнать процесс изготовления хлеба, они замесили тесто и испекли вкусные булочки.

В заключение работы была проведена защита проекта с элементами фольклора «У народа есть слова - хлеб всей жизни голова».

Такая работа помогает сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, позволяет расширить познавательную активность. Она позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребёнок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Хочется отметить, что работа в проекте доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда. Каждый раз, садясь за стол, ребёнок будет помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.

Таким образом, тесное взаимодействие педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, со школьным психологом, врачом, администрацией и внешкольными учреждениями, родителями- наш залог эффективной работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ.

 

В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:

-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей. «Семейный альбом», «Ласковая ромашка», «Мой ребёнок самый лучший».

-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.

Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в школе-интернате при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни ДОУ и социума дают право говорить об эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодняя елка, День 8 марта, Всемирный День ребёнка, День семьи, День матери, Парад военных профессий и т. д

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.

 

Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1)         комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;

2)         взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);

3)         использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.